МОСКВА, 10 ОКТЯБРЯ, 2012. ПИР-ПРЕСС – «В Узбекистане был снят документальный фильм о негативном влиянии социальных сетей, где Facebook, Одноклассники и другие подобные ресурсы сравнили с пулеметами и ядерными бомбами. Главный посыл фильма заключался в том, что социальные сети – это оружие врагов. Но, не думаю, что в условия расширяющихся информационных и технологических возможностей блокирование, запрет, цензура, свойственные временам бывшего Советского Cоюза, могут быть эффективными», - директор негосударственного научно-образовательного учреждения «Билим карвони» («Караван знаний»), Фарход Толипов.
За неделю с 1 по 8 октября 2012 г. Индекс международной безопасности снизился до 2735 пунктов. Причина снижения - резкое обострение ситуации на турецко-сирийской границе. Сирия обстреляла приграничную территорию в провинции Шанлыурфа на юго-востоке Турции. В ответ турецкие войска открыли огонь по сирийскому городу Идлиб; с обеих сторон есть жертвы. Парламент Турции на экстренном заседании выдал правительству годичное разрешение на проведение армией трансграничных операций, в том числе в Сирии. Совет НАТО призвал обе стороны к сдержанности. В Ливии демонстранты, недовольные новым составом правительства, предложенным премьер-министром страны осуществили штурм здания парламента. В Тегеране акция протеста, вызванная падением курса национальной иранской валюты, переросла в столкновения с полицией. Крупные теракты совершены в Афганистане, Сирии, Ираке. КНДР провела испытания противокорабельной ракеты малого радиуса действия. В Грузии на состоявшихся парламентских выборах победу одержала оппозиционная коалиция Грузинская мечта; партия действующего президента страны Михаила Саакашвили оказалась в меньшинстве.
События недели комментируют члены Международной экспертной группы ПИР-Центра
Фарход Толипов (Узбекистан), директор негосударственного научно-образовательного учреждения «Билим карвони» («Караван знаний») – по электронной почте из Ташкента: Информационное пространство и киберпространство становятся новой ареной международных отношений. Государства Центральной Азии активно подключились к процессам, проходящим в глобальной киберсети. При этом обострение геополитических процессов и растущая уязвимость региона от влияния внешних сил накладывают определенные особенности на способность центральноазиатских республик реагировать на современные информационные и киберугрозы. Главной задачей государств региона в условиях стратегической неопределенности становится принцип информационного иммунитета власти. Политические режимы стран Центральной Азии всячески стремятся оградить себя от вредного влияния информационных процессов. Проблема заключается также в том, что по-прежнему неясно как интерпретировать сами понятия - национальный интерес в информационном и киберпространстве, информационные войны и кибервойны. Не думаю, что информационные войны в прямом понимании имеют место в регионе. Скорее, речь идет об имеющих место информационных столкновениях между Киргизией и Узбекистаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Главная причина, провоцирующая подобные столкновения – строительство гидроэнергетических сооружений в отдельных республиках региона, различная интерпретация истории, а также современного состояния дел и принимаемых решений, касающихся регионального развития. Такую ситуацию подчас усугубляют, вольно или невольно, СМИ. Они часто оперируют некачественной и не подтвержденной информацией, а иногда и выполняют специальный заказ, направленный на подрыв авторитета страны или провоцирование межгосударственных напряжений и конфликтов. Например, во многом усилиями СМИ и аналитиков широко раздут миф о так называемом соперничестве между Узбекистаном и Казахстаном за лидерство в регионе. Меры защиты информационного пространства в республиках региона пока сводятся к попыткам установления контроля над интернетом, социальными сетями, а также введением цензуры в СМИ. Ко всему принимаются специальные меры для усиления официальной пропаганды и агитации для профилактики и предупреждения негативного влияния мировых информационных процессов на общественное сознание, особенно на сознание молодежи. Так, например, в Узбекистане был снят документальный фильм о негативном влиянии социальных сетей, где Facebook, Одноклассники и другие подобные ресурсы сравнили с пулеметами и ядерными бомбами. Главный посыл фильма заключался в том, что социальные сети – это оружие врагов. Но, не думаю, что в условия расширяющихся информационных и технологических возможностей блокирование, запрет, цензура, свойственные временам бывшего Советского Cоюза, могут быть эффективны.
Евгений Сатановский (Россия), президент Института Ближнего Востока - по электронной почте из Москвы: В начале Арабской весны много шума было вокруг проблемы влияния социальных сетей и других информационных технологий на революции, приведшие к смене режимов. Казалось, что интерес этот поутих, но показ в интернете и при помощи социальных ресурсов фильма Невинность мусульман вновь спровоцировал множество споров о влиянии ИКТ на политические процессы в современном мире. Но я остаюсь на позиции, что технологии – это всего лишь инструмент революции - как и контрреволюции. Электронные СМИ и средства коммуникации - лучший коллективный организатор масс, чем газета или кинематограф, как во времена Ленина. Но и автомат Калашникова лучшее оружие, чем берданка или маузер. Актуальность информационной и кибербезопасности для традиционного и патриархального в основе своей региона Ближнего Вотоска – это проблема местных властей, руководства оккупационных сил или лидеров террористических группировок. Все они этим занимаются - одни, чтобы сохранить власть, другие - чтобы ее захватить, третьи - чтобы помешать вторым и поддержать первых. Техническое обеспечение любой войны и революции на том уровне технологии, который может быть применен в данную эпоху есть вопрос о власти - вопрос архиважный, как говаривал тот же В.И. Ленин с присущим ему грассированием.
Более подробно с основными событиями, определяющими динамику Индекса, методологией подсчета и комментариями экспертов Вы можете ознакомиться на сайте ПИР-Центра по адресу http://isi.pircenter.org