МОСКВА, 19 НОЯБРЯ 2013. ПИР-ПРЕСС – «Зимой 2013/14 гг. глобальная безопасность будет зависеть от множества непредсказуемых и независимых переменных. Эти переменные проявят себя прежде всего в отношении Ближнего Востока и Корейского полуострова. В целом, думаю, состояние безопасности в мире будет колебаться, но не вижу ситуации, когда она может измениться радикальным образом», - генеральный директор Российского совета по международным делам, Андрей Кортунов.
За неделю с 11 по 18 ноября 2013 г. Индекс международной безопасности повысился до 2801 пункта. В новом докладе МАГАТЭ по Ирану отмечено, что Тегеран серьезно замедлил развитие ядерной программы страны. Израиль приостановил строительство новых поселений на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме. В Сирии правительственная армия завладела городом Кара на шоссе Дамаск – Хомс; бои шли на сирийско-ливанской границе. Курды объявили о создании собственной автономии на северо-востоке Сирии. В Ливии вспыхнули столкновения между жителями, ополченцами и полицией; в стране объявлено чрезвычайное положение. В Саудовской Аравии имели место столкновения иммигрантов с полицией из-за нового закона, урезавшего в правах иностранных рабочих. В Польше в день независимости националисты устроили погромы у посольства России; пострадали около 20 человек. В Мальдивской республике победу во втором туре президентских выборов одержал основатель Национального альянса Абдулла Ямин.
События недели комментируют члены Международной экспертной группы ПИР-Центра
Андрей Кортунов (Россия), генеральный директор Российского совета по международным делам - по телефону из Москвы: Осенью 2013 г. наблюдалась позитивная динамика событий, определяющих состояние безопасности в мире. Она не всегда была явно выражена, но сравнительно с летом текущего года ситуация в мире улучшилась. Начало химического разоружения в Сирии – главное позитивное событие периода. Согласие властей в Дамаске передать химическое оружие под международный контроль позволило предотвратить внешнее военное вмешательство в сирийский конфликт и активизировать подготовку к мирной конференции по Сирии Женева-2. Прогресс по химическому оружию в Сирии повлиял на улучшение российско-американских отношений и позволил сгладить некоторые негативные тенденции, которые довлели в отношениях двух стран. Хотя рано говорить об успехе, но позитивное влияние на характер политики очевиден. Наметившаяся активизация переговорного процесса международного сообщества с Ираном – вторая позитивная тенденция периода. Преждевременно судить об успехе переговоров, но сам факт, что они идут, и новое иранское руководство готово проявить определенную гибкость относительно ядерной программы страны – обнадеживает.
Среди негативных событий осени следует выделить военные учения НАТО близ границ России. Цель учений – подготовить сценарии коллективной обороны Альянса в странах Балтии и Польше. Это усиливает напряженность в отношениях НАТО и России. Еще одним негативом стало обострение российско-украинских отношений из-за желания Киева получить ассоциированный статус с европейским союзом. Безопасность в регионе от этого вряд ли ухудшиться, но общая атмосфера отразится на состоянии региональной безопасности.
Зимой 2013/14 гг. глобальная безопасность будет зависеть от множества непредсказуемых и независимых переменных. Эти переменные проявят себя прежде всего в отношении Ближнего Востока и Корейского полуострова. В целом, думаю, состояние безопасности в мире будет колебаться, но не вижу ситуации, когда она может измениться радикальным образом.
Нандан Унникришнан (Индия) – директор по евразийским исследованиям, старший научный сотрудник Исследовательского фонда Obsever - по телефону из Нью-Дели: Осенью 2013 г. состояние безопасности в Южной Азии улучшилось. Состоявшиеся переговоры Ирана с шестеркой международных посредников значительно снизились напряженность в регионе. Стабилизировалась ситуация на индийско-китайской границе, чему во многом способствовал визит премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Пекин. Несмотря на все еще имеющие место перестрелки на индийско-пакистанской границе ситуация несколько улучшилась. Обострение, которое имело место в сентябре-октябре в отношениях двух стран, как правило, носит сезонный характер. В преддверии сезона снегопадов в горах, пакистанцы стремятся перевезти через границу в индийскую часть Кашмира как можно большее количество бойцов. Мы их называем террористами. Они тренируются на территории Пакистана, а попав в Кашмир, начинают вести свою подрывную деятельность. Поэтому в этот период всплеск перестрелок в регионе растет. Но после того как наступает сезон снегопадов и закрываются морские заливы, переходы, дороги для передвижения боевиков их активность снижается и обострение на индийско-пакистанской границе спадает.
Индия заинтересована в нормализации отношений с Пакистаном, но этому препятствует множество проблем внутри страны. С одной стороны, Пакистан видит в Индии главного непримиримого врага. С другой, непонятно, кто на самом деле руководит правительством в Исламабаде – премьер-министр Наваз Шариф или глава армии Ашфак Первез Каяни. Последний вскоре должен уйти в отставку, а правительство – назначить нового главу вооруженных сил страны. Тогда станет ясно, сохранит ли армия ведущую роль в управлении страной или увеличится значение гражданского правительства. Еще одна проблема – это пакистанские талибы. Они создают головную боль не только для Афганистана, но и самого Пакистана, препятствуя выходу из кризиса в котором находится страна.
По всем вопросам, связанным с Индексом международной безопасности, Вы можете обращаться к Галие Ибрагимовой по электронной почте ibragimova at pircenter.org