Консультант ПИР-Центра, доцент Ноттингемского университета в Малайзии, кандидат исторических наук Юлия Свешникова прокомментировала для ПИР-Центра прошедшие трехсторонние переговоры президентов России, Турции и Ирана в Тегеране. Мы с ней обсудили результаты данной встречи, с какими проблемами и выз...
События
14 июня 2017 г. в Москве состоялся международный семинар «Прорывные технологии, будущее сдерживания и вызовы стратегической стабильности»организованный ПИР-Центром, Дипломатической академией МИД России и Школой дипломатической службы имени Эдмунда Уо...
Эксперты

- Место работы : Академик РАН, руководитель, Центр международной безопасности, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН им. Е.М. Примакова

- Место работы : Доцент, кафедра мировых политических процессов, МГИМО МИД РФ

- Должность : Заместитель руководителя представительства Россотрудничества – Русского дома в Бишкеке
- Место работы : Россотрудничество
Новости
Связанные статьи
План действий, принятый на первой Конференции государств-участников Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), отражает конкретные шаги и намерения сторонников Договора по имплементации и универсализации ДЗЯО в условиях сложной международной обстановки.
Международный семинар “Прорывные технологии, будущее сдерживания и вызовы стратегической стабильности”
МОСКВА. 26 ИЮНЯ, 2017. ПИР-ПРЕСС – «Современные тенденции технологического развития добавляют веса сторонникам концепции обезоруживающего удара: развитие дистанционного мониторинга, противолодочной борьбы, инструментов для кибератак, а также совершенствование обычных вооружений будет продолжаться и представлять все большую угрозу для стратегических ядерных сил вне зависимости от того, будут ли США целенаправленно наращивать потенциал для нанесения обезоруживающего удара. В эту новую эпоху гонка вооружений в сфере технологий представляется неизбежной, а значит самоограничение может привести к сокращению доступных инструментов, не принеся особой выгоды», – Кейр Либер, доцент Школы дипломатической службы имени Эдмунда Уолша Джорджтаунского университета и Дэрил Пресс, доцент факультета управления Дартмутского колледжа.
14 июня 2017 г. в Москве состоялся международный семинар «Прорывные технологии, будущее сдерживания и вызовы стратегической стабильности» организованный ПИР-Центром, Дипломатической академией МИД России и Школой дипломатической службы имени Эдмунда Уолша Джорджтаунского университета (США). В семинаре приняли участие более 50 ведущих экспертов из Дартмутского колледжа, Дипломатической академии МИД России, Джорджтаунского университета, Института США и Канады РАН (ИСК РАН), МГИМО МИД России, Министерства иностранных дел России, Министерства обороны России, Московского государственного университета, Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН), Российского совета по международным делам, Санкт-Петербургского государственного университета, Университета Цинциннати, Фонда «Сколково» и Центра стратегических разработок, а также посольств Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Швейцарии, Южной Кореи и Японии, Международного комитета Красного Креста.
В семинаре прияли участие видные российские военачальники — советник главнокомандующего внутренними войсками МВД России, генерал армии Юрий Балуевский (в 2004-2008 начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации), советник генерального директора авиационной холдинговой компании Сухой, генерал-полковник (в отставке) Федор Ладыгин (в 1992-1997 гг. начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ), член Совета ПИР-Центра, генерал-полковник (в отставке) Евгений Маслин (в 1992-1997 гг. начальник 12-го ГУМО РФ), член дирекции ИМЭМО РАН, генерал армии Вячеслав Трубников (в 1996-2000 гг. директор Службы внешней разведки России, в 2000-2004 гг. первый заместитель министра иностранных дел РФ). Альберт Зульхарнеев, директор ПИР-Центра, и Олег Иванов, проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России, выступили на открытии семинара со вступительным словом.
Модератором первой сессии «Концепция обезоруживающего удара в новую эпоху» выступил доцент МГИМО МИД России Иван Сафранчук. В ходе сессии обсуждалось влияние прорывных технологий на стратегическую стабильность, угроза ядерным арсеналам со стороны высокоточного оружия и новых возможностей дистанционного мониторинга, тонкая грань между модернизацией ядерных сил и гонкой вооружений, а также возможность дальнейшего ядерного разоружения.
Кейр Либер, доцент Школы дипломатической службы имени Эдмунда Уолша Джорджтаунского университета и Дэрил Пресс, доцент факультета управления Дартмутского колледжа, обсудили влияние технического прогресса на возможность нанесения обезоруживающего удара, обозначили риски новой гонки вооружений и отметили, что в условиях, когда уязвимость ядерного оружия увеличивается, дальнейшее сокращение ядерных вооружений приведет к снижению выживаемости ядерных арсеналов, повысит шанс нанесения успешного обезоруживающего удара и может спровоцировать подобный сценарий.
«Современные тенденции технологического развития добавляют веса сторонникам концепции обезоруживающего удара: развитие дистанционного мониторинга, противолодочной борьбы, инструментов для кибератак, а также совершенствование обычных вооружений будет продолжаться и представлять все большую угрозу для стратегических ядерных сил вне зависимости от того, будут ли США целенаправленно наращивать потенциал для нанесения обезоруживающего удара. В эту новую эпоху гонка вооружений в сфере технологий представляется неизбежной, а значит самоограничение может привести к сокращению доступных инструментов, не принеся особой выгоды», – сообщили Кейр Либер и Дэрил Пресс.
Владимир Дворкин, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, и Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, провели критический анализ этого стратегического подхода.
«Мой вывод, в принципе, противоположен выводу наших уважаемых американских коллег, он состоит в том, что техническое развитие идет, как и шло, предсказать его твердо трудно, это все гипотетические рассуждения, хотя, конечно, оно продолжается, и, конечно, за этим надо следить. Безусловно, здесь могут быть дестабилизирующие моменты, но, в целом, это техническое развитие не стоит на пороге революционных перемен», – отметил Алексей Арбатов.
В ходе второй сессии «Скрытые военные возможности и их влияние на ядерное сдерживание» состоялась оживленная дискуссия относительно того, как скрытые военные возможности влияют на ядерное сдерживание, в каких случаях государства решаются заявить об этих возможностях, какую роль играет дезинформация в информировании о скрытых военных возможностях и как происходила эволюция стратегии противолодочной борьбы в годы холодной войны. Модератором сессии выступил Андрей Баклицкий, директор программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра и научный сотрудник Центра глобальных проблем и международных организаций ИАМП Дипломатической академии МИД России.
Брендан Грин, доцент факультета политологии Университета Цинциннати выступил с теоретическим докладом на тему скрытых военных возможностей государств и значимости стратегического управления информацией для военных и политических кругов США. Кроме того, он рассказал о стратегии ведения противолодочной борьбы, как о примере скрытых военных возможностей, и их значимости для интересов США.
«В первой половине холодной войны Соединенные Штаты достигли значительного асимметричного превосходство над Советским Союзом в гонке подводных флотов, одним из ключевых факторов здесь была способность найти и уничтожить советские ядерные силы морского базирования. Однако, это превосходство было утрачено, когда ВМФ СССР изменил структуру применения ПЛАРБ. Масштабы американского превосходства в противолодочной борьбе по началу не в полной мере осознавались за пределами закрытых военных и разведывательных кругов США. Американские лидеры приняли решение умолчать о скрытых возможностях по противолодочной борьбе из-за потенциального военного преимущества, вместо того чтобы попытаться использовать информацию об этом преимуществе в политических целях», – сообщил Брендан Грин.
Павел Золотарев, заместитель директора института США и Канады РАН и Евгений Бужинский, председатель Совета ПИР-Центра, продолжили дискуссию, предоставив альтернативный подход к вопросу.
«По поводу примеров, которые привел г-н Грин: раннее оповещение Израиля о войне 1967, расшифровка кода Энигмы, и так далее, на мой взгляд, они не являются примером скрытых военных возможностей. Это примеры успешной разведывательной деятельности, основанные на технической и агентурной разведке. Я бы также хотел добавить, что некоторые из скрытых военных возможностей, о которых упоминал д-р Грин, были хорошо известны в Советском Союзе, и им даже обучали в военных академиях. Кроме того, советская система изначально задумывалась таким образом, что большая часть потенциала была засекречена, а, следовательно, скрыта – в гораздо большей степени, нежели американский потенциал», – прокомментировал Евгений Бужинский.
Статья «Концепция обезоруживающего удара в новую эпоху: технологические изменения и будущее ядерного сдерживания» (на английском языке) Кейра Либера и Дэрила Пресса была опубликована в журнале «Международная безопасность», Весна 2017 г. Перевод статьи на русский язык доступен на сайте ПИР-Центра. Статья о роли скрытых военных возможностей в международной политике Брендана Грина и Остина Лонга будет опубликована в ближайшем будущем.
Материалы семинара будут опубликованы в бюллетене Ядерный Контроль.
По вопросам, связанным с семинаром, Вы можете обращаться к Андрею Баклицкому, директору программы ПИР-Центра «Россия и ядерное нераспространение» по телефону +7 (499) 940 09 83 или e-mail baklitsky at pircenter.org.