International Security Index iSi

PIR PRESS LOGO

PIR PRESS NEWS

21.08.2019

Amb. Roland Timerbaev – a luminary in the field of nonproliferation, an undisputed authority, a great teacher and mentor – has passed away.


27.06.2019

“Autonomous systems are gradually displacing humans from the battlefield, and in many aspects, this can be a boon to the military, who are exposed to less risk. However, at the same time, humans transfer to artificial intelligence (AI) a part of their powers, and consequently a part of their responsibility. According to experts, neural networks will probably never learn to explain their decisions to humans. This can become a serious problem once AI is involved in such areas as intelligence, data analysis, communications and control, scenario development, and in the long run decision making.” – Director of PIR Center’s Emerging Technologies and Global Security Project Vadim Kozyulin.

12.05.2019

“The latest prepcom has two main opposite results: in two weeks it was not possible to reach consensus among the NPT members and agree on the text of recommendations for the 2020 Review Conference, but it was decided to appoint Argentinean diplomat Rafael Mariano Grossi as the Chair of the Review Conference – his formal appointment will take place at the end of 2019," Adlan Margoev, PIR Center “Russia and Nuclear Nonproliferation” Program Director. 

Concept of the project

CONCEPT OF RESEARCH PROJECT

 

“PROSPECTS OF RUSSIAN PARTICIPATION IN INTERNATIONAL COOPERATION IN THE NONPROLIFERATION AND NUCLEAR SECURITY FIELD”

 

In 2013 PIR Center realizes research project “Prospects of Russian participation in international cooperation in the field of WMD nonproliferation and nuclear security”. The final goal of the project is publication of expert recommendations regarding to the prospects of Russian participation in international cooperation in the nuclear field in Security Index journal in October 2013.

Russian participation in international cooperation mechanisms in nuclear security field becomes extremely actually because of recent Russian decisions about withdrawal from International Science and Technology Center (ISTC) and refusal to prolong Nunn-Lugar program. ISTC as international organization started its activity in 1994 after entering into force of Agreement Establishing an International Science and Technology Center which was signed by EU, Russia, US and Japan. Nunn-Lugar program started after signing of Agreement between the United States of America and the Russian Federation Concerning the Safe and Secure Transportation, Storage and Destruction of Weapons and Prevention of Weapons Proliferation of June 17, 1992.

During two decades ISTC and Nunn-Lugar program determined the framework of Russian participation in international cooperation in the field of nonproliferation weapons of mass destruction (WMD) and nuclear security. Much time has passed from the establishing ISTC and Nunn-Lugar program. Currently these mechanisms don’t correspond to modern realities.

However Russian withdrawal from ISTC and refusal to prolong Nunn-Lugar program could lead to Russian isolation and losing of advantages which are provided by county’s participation in international cooperation in the field of nonproliferation and nuclear security. Hence after withdrawal from ISTC and refusal to prolong US-Russian cooperation of June 17, 1992 Russian expert community should elaborate new frameworks of international cooperation which would correspond to modern realities and Russian interests.

However already now it is clear that before the end of Nunn-Lugar program in June 2013 Russia and the United States will not be able to elaborate new agreement about bilateral cooperation in the nuclear field. The situation around Russian withdrawal from ISTC is also uncertain (withdrawal procedure will finish in 2015).

This uncertainty harms to the Russian interests as well as to the interests of western countries. These countries understand that Russian specialists accumulated great experience in the settlement of nuclear security and nonproliferation problems. So without this experience it would be very difficult to solve similar problems in third countries.

These third countries include countries of Central Asia, Middle East, South-East Asia (SEA), and Africa.

The Central Asia faces unsolved problem of Soviet nuclear legacy. It is difficult to settle these problems in conditions of lack funding and especially absence of qualified experts. Here assistance of Russian nuclear scientists is very necessary.

Some Middle East and North African countries, especially Iraq and Libya, face with the similar nuclear security problems. Taking into account Russian experience of cooperation with these countries during Soviet time we can say that Russian specialists could provide very necessary assistance to these countries in the settlement of nuclear security and chemical weapon destruction problems. In Iraq and Libya Russia and USA could jointly realize projects of redirection of weapon scientists (nuclear physics, chemists, and biologists).

The South-East Asia countries don’t have major problems in nuclear field, but these problems can arise in the near future because of ambitious plans of these countries to develop nuclear energy in spite of absence of qualified specialists and necessary infrastructure. In some of these countries (for instance, in Indonesia and Vietnam) there are numerous radioactive sources, which should be eliminated or secured. In this field Russian experts’ experience in decision of similar problems and trainings of nuclear scientists would be also very necessary.

Russian participation in nuclear projects in third countries is profitable to everybody. Western countries are interested in Russian experts’ assistance in eliminating WMD-terrorism risks in third countries. These third countries need Russian assistance in a settlement of environmental problems which are connected with activity in nuclear field. Finally Russia itself will win from participation in nuclear projects in third countries because this will help to strengthen positions in Central Asia, resume influence in the Middle East and open new big nuclear markets in SEA countries.

So the most countries of the world including Russia are still highly interested in Russian participation in international cooperation in the nuclear field. There are no disagreements between all interested parties regarding to necessity of elaboration of new US-Russian bilateral and multilateral agreements with Russian participation relating to cooperation in nuclear field and taking into account new realities and Russian interests.

In this situation proposing of new ideas from the experts is extremely important. Experts have the unique opportunity to elaborate recommendations regarding to possible variants of substitution Agreement of June 17, 1992 by new treaty. These recommendations could have been presented to presidents of US and Russia by the G20 summit in September 2013.

With a view to elaborate expert recommendations on these issues PIR Center established Working Group on prospects of Russian participation in international cooperation in the sphere of nonproliferation and nuclear security. This working group primarily consists of Russian experts who should study Russian interests regarding to participation in international cooperation in nuclear field. The result of Working Group activity should be realization of PIR Center research project “Prospects of Russian participation in international cooperation in the field of nonproliferation and nuclear security” and publication of expert recommendations in October 2013 in Security Index journal which is issued by PIR Center.

The Working group consists of 8-10 experts. The experts’ task is to hold discussions during their meetings in Moscow and prepare analytical articles, comments, and interviews on the issues of Russian interests and international cooperation in the field of nonproliferation and nuclear security.

The Working group should gather on two meetings in March and July 2013 for discussion of main points of research and holding expert discussions on the issue of Russian participation in international cooperation in the nuclear field. Materials of Working Group meetings will be published in Security Index journal.

The first Working group meeting tооk place on March 28, 2013. During the meeting the following issues were discussed:

1.                           Results of Russian participation in the ISTC: assessment of achievements, problems and lessons for the future;

2.                           Problem of establishing new international cooperation mechanisms with Russian participation after Russian withdrawal from the ISTC;

3.                           Completion of the Nunn-Lugar program: results and prospects;

4.                           Prospects of the US-Russian cooperation on implementation of nuclear projects in the third countries in the context of expanding Global Partnership against the spread of weapons and materials of mass destruction;

5.                           Prospects for the US-Russian cooperation in organization of joint trainings and seminars for improving nonproliferation and nuclear security culture of nuclear scientists from the third countries (in Central Asia, South Caucasus, Middle East, South-East Asia);

6.                           Opportunities for the US-Russian cooperation in the field of preventing WMD-terrorism threat including the issues of:

  • US-Russian joint chairmanship in the Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism (GICNT)
  • Joint assessment of cyber threats for nuclear facilities security
  • Countering the WMD-terrorism financing and proliferation within the framework of existing FATF decisions

7.                           Using experience of other US-Russian cooperation programs (in particular, in the field of space exploration) for creation of a new cooperation mechanisms in the field of nuclear security and WMD nonproliferation.

All Working group members are supposed to prepare to this first meeting policy memos on previously agreed topics. These policy memos would be discussed during the discussion and then they would be updated by group members for the publication in Security Index Journal.

Within the framework of the second Working group meeting on June 19 2013 group members discussed results of group activity and coordinated the further working plan. Working group's Study "The Prospect for International Cooperation in WMD Nonproliferation and Nuclear Security" was presented in Moscow on October 3, 2013.

For all questions concerning Working group activity please contact PIR Center Research Fellow Alexander Cheban, tel.: +7 (495) 987-19-15, fax: +7 (495) 987-19-14, email:cheban@pircenter.org

loading

Хронометр

ввод в действие в СССР первой в мире промышленной атомной электростанции (АЭС) в г. Обнинск Калужской обл
27.06.1954

Индекс международной безопасности iSi

PIR PRESS LOGO

ПИР-ПРЕСС сообщает

22.06.2017

«Проект Конвенции о запрещении ядерного оружия говорит о многом, но не о всеобъемлющем запрещении этого вида ОМУ. В этом его коренное отличие от действительно разоруженческих конвенций, запрещающих биологическое и химическое оружие. Что касается спешки, достаточно вспомнить, сколько времени и усилий потребовала выработка ДНЯО, да и тех же конвенций о запрещении биологического и химического оружия, а также о том, как тщательно, с использованием Генеральной Ассамблеи ООН в качестве площадки для опроса официального мирового общественного мнения, готовился Договор Тлателолко», – член Экспертного совета ПИР-Центра, заслуженный юрист Российской Федерации Бахтияр Тузмухамедов.

29.05.2017

«Те, кто мечтают связать свою жизнь с международной безопасностью, обязательно должны попробовать поступить на эту программу, потому что лучшей программы в этой области даже во всем мире нет», — Адлан Маргоев, студент магистерской программы двойного диплома в области нераспространения.   

24.05.2017

«Патриотизм — это не столько восхваление, любование своей Родиной, сколько стремление сделать свое Отечество лучше, не столько правильные слова и рассуждения, сколько правильные дела. Правильные дела каждого на своем месте. Воспитать детей порядочными людьми, дать им образование, подготовить к самостоятельной жизни — это патриотизм», — Евгений Петрович Маслин, член Совета ПИР-Центра, член редколлегии журнала Индекс Безопасности.

Концепция проекта

КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

 

«ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 

В  2013 году ПИР-Центр реализует масштабный исследовательский проект «Перспективы участия России в международном сотрудничестве в области нераспространения и ядерной безопасности». Конечным результатом проекта должна стать публикация в октябре 2013 года в журнале Индекс Безопасности экспертных рекомендаций, посвященных вопросам российского участия в международном сотрудничестве в ядерной сфере.

Вопрос участия России в международных механизмах сотрудничества в сфере ядерной безопасности приобретает острую актуальность в связи с недавними решениями России о выходе из Международного научно-технического центра (МНТЦ) и об отказе от продления программы Нанна-Лугара (ПНЛ). МНТЦ как международная организация начал свою деятельность в 1994 году после вступления в силу Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра, подписанного ЕС, Россией, США и Японией. Программа Нанна-Лугара стартовала после подписания в Вашингтоне Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года.

На протяжении двух десятилетий МНТЦ и программа Нанна-Лугара определяли формат российского участия в международном сотрудничестве в области нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и ядерной безопасности (ЯБ). С момента создания МНТЦ и ПНЛ прошло довольно много времени, и теперь эти механизмы явно устарели, поскольку не отвечают реалиям сегодняшнего дня.

Однако простой выход России из МНТЦ и программы Нанна-Лугара может привести к ее изоляции и к потере преимуществ, которые вытекают из участия страны в международном сотрудничестве в области нераспространения и ядерной безопасности. Поэтому после выхода из МНТЦ и отказа от продления российско-американского Соглашения от 17 июня 1992 г. российскому экспертному сообществу необходимо выработать новые форматы международного сотрудничества в области ядерной безопасности, которые отвечали бы современным реалиям и российским интересам.

Уже сейчас становится понятно, что до окончания программы Нанна-Лугара в июне 2013 года Россия и США не успеют выработать новое соглашение о двустороннем сотрудничестве в ядерной области. Также неопределенной остается ситуация после решения о выходе России из МНТЦ (процедура выхода завершится в 2015 году).

Эта неопределенность вредит не только России, но и западным странам, которые осознают, что за годы участия в МНТЦ и действия программы Нанна-Лугара российские специалисты накопили уникальный опыт в решении проблем ядерной безопасности и нераспространения, без которого будет очень трудно обойтись при решении аналогичных проблем в третьих странах.

К таким странам относятся государства Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Юго-Восточной Азии.

В Центральной Азии остались нерешенные проблемы советского ядерного наследия, которые трудно ликвидировать в условиях нехватки финансов и особенно отсутствия квалифицированных экспертов. Здесь содействие российских специалистов-ядерщиков является крайне необходимым.

Схожие проблемы обеспечения ядерной безопасности стоят и перед некоторыми государствами Ближнего Востока и Северной Африки – прежде всего Ираком и Ливией. В решении проблем уничтожения ядерных материалов и химического оружия этих государств также неоценимый вклад могли бы оказать российские специалисты, особенно если учесть опыт сотрудничества с этими странами в советский период. В Ираке и Ливии Россия также могла бы совместно с США заниматься переобучением ученых-ядерщиков, военных химиков и биологов.

Страны Юго-Восточной Азии пока не имеют существенных проблем в ядерной сфере, но эти проблемы могут очень скоро возникнуть в связи с амбициозными планами этих стран по развитию ядерной энергетики в условиях отсутствия квалифицированных специалистов и инфраструктуры. В некоторых из этих стран (например, в Индонезии и Вьетнаме) уже сейчас есть многочисленные источники ионизирующего излучения (ИИИ), которые нуждаются в обеспечении надежного хранения или в утилизации. И здесь опять же неоценимым может оказаться опыт российских экспертов по решению аналогичных проблем и обучению специалистов-ядерщиков.

От участия России в ядерных проектах в третьих странах выиграют все. Западные государства заинтересованы в том, чтобы российские эксперты помогли им устранить риски ОМУ-терроризма с третьих стран, которые в свою очередь нуждаются в содействии со стороны России в решении экологических проблем, связанных с деятельностью в ядерной сфере. Наконец, сама Россия выиграет от участия в ядерных проектах в третьих странах, поскольку это поможет ей укрепить позиции в Центральной Азии, восстановить влияние на Ближнем Востоке и открыть новые объемные рынки предоставления ядерных услуг в странах ЮВА.

Таким образом, у большинства стран мира, включая Россию, сохраняется высокая заинтересованность в российском участии в международном сотрудничестве в ядерной сфере. Между всеми заинтересованными сторонами нет разногласий по поводу необходимости выработки новых двусторонних российско-американских и многосторонних соглашений с участием России, касающихся сотрудничества в ядерной области и учитывающих новые реалии и российские интересы.

В такой ситуации крайне важным является предложение новых идей со стороны экспертов. У экспертного сообщества есть уникальный шанс выработать свои рекомендации относительно возможных вариантов замены Соглашения от 17 июня 1992 г. новым соглашением. Такие рекомендации могли бы быть представлены на рассмотрение президентов России и США уже к сентябрю 2013 года, когда состоится очередной саммит «Большой Двадцатки».

С целью выработки экспертных рекомендаций по данным вопросам ПИР-Центр создает Рабочую группу по перспективам участия России в международном сотрудничестве в области нераспространения ОМУ и физической ядерной безопасности (ФЯБ). Данная Рабочая группа будет состоять преимущественно из российских экспертов, перед которыми стоит задача изучения интересов России в рамках международного сотрудничества в сфере ядерной безопасности. Результатом деятельности Рабочей группы должна стать реализация исследовательского проекта ПИР-Центра «Перспективы участия России в международном сотрудничестве в области нераспространения и ядерной безопасности» и публикация в октябре 2013 года экспертных рекомендаций в журнале Индекс Безопасности, который издается ПИР-Центром.

В состав Рабочей группы входят 8-10 экспертов. Задачей экспертов является подготовка аналитических статей, комментариев и интервью по вопросам международного сотрудничества в области нераспространения и ядерной безопасности и интересов России и их обсуждение в ходе встреч в Москве.

Рабочая группа должна собраться на две встречи в марте и июле 2013 года для обсуждения основных проблемных моментов исследования и проведения экспертных дискуссий по вопросу российского участия в международном сотрудничестве в ядерной области. Материалы встреч Рабочей группы будут опубликованы в журнале Индекса Безопасности.

Первая встреча Рабочей группы состоялась 28 марта 2013 года. На встрече были обсуждены следующие вопросы:

  1. Итоги участия России в МНТЦ: оценка достижений, проблем и уроки на будущее;
  2. Проблема формирования новых механизмов международного сотрудничества с российским участием после выхода России из МНТЦ;
  3. Завершение программы Нанна-Лугара: итоги и перспективы;
  4. Перспективы развития российско-американского сотрудничества по реализации ядерных проектов в третьих странах в контексте расширения Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения;
  5. Перспективы развития российско-американского сотрудничества по организации совместных тренингов и семинаров для повышения культуры нераспространения и ядерной безопасности для ученых-ядерщиков с третьих стран (Центральной Азии, Южного Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии);
  6. Потенциал российско-американского сотрудничества в предотвращении угрозы ОМУ-терроризма, в частности по вопросам
  • Совместное председательство России и США в ГИБАЯТ
  • Совместная оценка киберугроз для безопасности ядерных объектов
  • Противодействие финансированию ОМУ-терроризма и распространению в рамках уже имеющихся решений ФАТФ;
  1. Использование опыта других российско-американских программ сотрудничества (в частности, в освоении космического пространства) для создания нового формата сотрудничества в сфере физической ядерной безопасности и нераспространения ОМУ.

Всем членам рабочей группы предлагается подготовить к этой первой встрече аналитические записки по заранее согласованным темам. Данные аналитические записки будут обсуждены в ходе дискуссии, а затем будут доработаны членами группы для публикации в журнале Индекс Безопасности в октябре 2013 г.

В рамках второй встречи Рабочей группы 19 июня 2013 г. члены группы обсудили итоги работы группы и согласовали дальнейший план работы. 3 октября 2013 г. доклад Рабочей группы "Перспективы международного сотрудничества в области нераспространения ОМУ и физической ядерной безопасности" был презентован в Москве.

По всем вопросам, связанным с деятельностью Рабочей группы, Вы можете обращаться к научному сотруднику ПИР-Центра Александру Чебану по тел.: +7 (495) 987-19-15, факсу +7 (495) 987-19-14, электронной почте cheban@pircenter.org.

loading