Хронометр

ПИР-ПРЕСС сообщает
Публикуем видеоинтервью с консультантом ПИР-Центра, доцентом Ноттингемского университета в Малайзии, кандидатом исторических наук Юлией Свешниковой. Мы поговорили с ней об изменении баланса сил на Ближнем Востоке, национальных интересах России, Турции и Ирана, с какими проблемами и вызовами столкнулись эти страны сегодня, как им противостоит Запад, будущее иранской ядерной сделки, а также узнали про профессиональный путь Юлии и как она впервые оказалась в ПИР-Центре.
ПИР-Центр продолжает рубрику "ПИР-Тест". Данный проект в игровой форме несёт в равной степени образовательный и научно-практический смысл. Пользователям предоставлена возможность пройти тест – ответить на один из обозначенных вопросов. Cегодняшний ПИР-Тест посвящен международному документу, который считается самым первым, ставшим предтечей современной системы контроля над вооружениями.
19 июня 2022 г. на ХХI Международной школе ПИР-Центра по проблемам глобальной безопасности прошла панельная дискуссия на тему «Евразия в условиях инфогенных угроз и гибридных войн: куда нас ведут глобальные трансформации?» Лекторами выступили Дмитрий Евстафьев, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна, Департамент интегрированных коммуникаций, ВШЭ, член Редакционной коллегии журнала «Индекс Безопасности» и Дмитрий Тренин, член СВОП, РСМД, Экспертного совета ПИР-Центра. Видеозапись доступна по ссылке.
Елена Карнаухова назначена на должность заместителя директора ПИР-Центра – директора Образовательной программы. В новой должности Елена будет заниматься вопросами стратегического развития организации и продолжит курирование образовательных проектов ПИР-Центра, а также Экспертного совета, Совета ПИР-Центра и Международного клуба Триалог в качестве его ответственного секретаря.
Транспарентность ядерных арсеналов и доктрин
Реализация положений будущего «Договора о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем», к переговорам о котором обязывает участников Статья VI ДНЯО, безусловно, займет длительное время – более длительное, чем выполнение всех предшествующих договоров в сфере ядерного разоружения вместе взятых.
Двумя главными условиями, необходимыми для начала переговоров по такому договору, станут эффективные меры доверия и транспарентности, с одной стороны, и меры проверок (или верификации) – с другой. Транспарентность и верификация, таким образом, выступают здесь как два взаимосвязанных явления, ведь основной принцип любого эффективного соглашения в области разоружения формулируется так: траспарентность должна быть верифицируемой.
Но существует и обратная взаимосвязь – если государство не предоставляет данных о количестве о качестве имеющегося у него ядерного оружия и запасов расщепляющихся материалов для его производства – невозможной становится и выработка специалистами действенных механизмов верификации.
При этом, если в ходе двустороннего процесса ядерного разоружения Россия и США уже наработали богатый опыт верификации сокращения и уничтожения средств доставки ядерного оружия, то задача верифицируемого уничтожения ядерных боезарядов остается во многом нерешенной.
Что предстоит сделать в этой связи?
• Выработать приемлемое для всех определение понятия «ядерный
боезаряд»
• Получить данные о количестве и типах боезарядов, имеющихся у каждого отдельного государства
• Прописать механизм инспекций и проверок для мест хранения боезарядов
• Разработать технические средства, которые дадут возможность подтвердить, что уничтожаемая боеголовка действительно является ядерным боезарядом
• Разработать технические средства проверки факта уничтожения каждого отдельного боезаряда.
ПИР-Центр в свое работе уделяет значительное внимание изучению механизмов обеспечения транспарентности ядерных арсеналов и доктрин и будущих сокращений ядерного оружия, организуя мероприятия и дискуссии на страницах журнала Индекс Безопасности по данной проблематике.
Публикации:
1. Юрий Федоров. ПРО, транспарентность и перспективы российско-американских отношений, 31 мая 2013 г.