Articles

Gennady Evstafiev

Hopes for serious progress in the area of nuclear disarmament have not been justified. What challenges will Russia face in the disarmament process? What should its Western partners do in order to return to fruitful cooperation on all fronts? Did Russia do the right thing when it declared a moratoriu...

Gennady Evstafiev

The book by George Tenet, ex-Director of the CIA, is analyzed by his counterpart Lt. Gen. Gennady Evstafiev, who devoted many years of his life to Russian intelligence. With a high degree of skepticism, Evstafiev devotes his review to three stories mentioned by Tenet – 9/11 and war on terrorism, non...

What is really called for in this situation is a joint attempt at aversion of the nuclear threat, not unilateral decisionmaking by theUnited States. In order to secure Pakistan's nuclear disarmament, an overwhelming majority of UN members should join efforts in attempting to persuade Pakistan to fo...

All articles

News

19.02.2016

“Carl von Clausewitz once wrote that ‘the greatest mistake people make is fearing the troubles of today more than those of tomorrow.” This means but one thing: we must learn to pre-empt threats emanating form emerging military technologies and new types of weapons through timely political and legal measures. Otherwise we might find ourselves once again spiraling into long and exhausting arms race and severe crises and conflicts.” — Lieutenant-General Gennady Evstafiev. 

11.03.2015

“It is clear that the CFE Treaty in its original form has lost its relevance, and Russia does not intend to return to it.  We either need a new agreement or a refusal of legally binding arms control instruments in favor of the development of confidence-building measures in the security field, as well as the enhancement of bilateral and multilateral military cooperation.” – Lieutenant General (in reserve) Evgeny Buzhinskiy, PIR Center Executive Board Chairman. 

05.09.2014

On October 4, 2014, PIR Center will announce honorary awards for strengthening the WMD nonproliferation regime. We invite our colleagues from across the world to propose candidates for the nominations until September 20.

All News

Expert

Gennady Evstafiev image
Name: Gennady Evstafiev
Biography :

Lieutenant-General (ret.) Evstafiev (25.08.1938 – 19.02.2013), a person of great fortitude, wisdom, and professionalism, dedicated all his health, strength, and intellect to serving his country and strengthening international security. We are very honored to have been able to work with such an amazing and knowledgeable person.

One of the patriarchs of nuclear nonproliferation has left us. No matter what office he held, Gennady Mikhailovich made considerable contributions to strengthen the nonproliferation and disarmament regime.  From 1981 to 1985, he served as Special Assistant to the UN Secretary-General, and from 1999-2000 as a member of the Secretary-General’s Advisory Board on Disarmament Matters. He was an active participant in the historical 1995 NPT Review and Extension Conference, as well as the Moscow Nuclear Safety and Security Summit in 1996.

Gennady Mikhailovich played a key role in preparing the Russian Foreign Intelligence Service’s public reports “A New Challenge After the Cold War: Proliferation of Weapons of Mass Destruction” (1993) and “The Treaty on the Nonproliferation of Nuclear Weapons: Problems of Extension” (1995), which are still used today as key reference materials in the field. To this day, the publication of these reports remains an example of special services’ analytic work and ability to engage the public in dialogue. Thanks to the work of these authors, the world saw that Russia bases its arguments on facts and, no matter the circumstances, independently participates in the formation of a global nonproliferation and disarmament agenda.

Lieutenant-General Evstafiev was one of the people who, during the country’s hardest times, not only stayed dedicated to the task at hand, but was also able find solutions to global problems in a spirit of collaboration and while protecting national interests. From 1986 to 1991, Gennady Mikhailovich was one of the head Soviet delegates during the negotiation of the Treaty on Conventional Armed Forces in Europe (CFE Treaty) in Vienna before he went on to work for the Foreign Intelligence Service. From 2000-2003, he served at the Russian Permanent Mission to NATO, where he worked on combating terrorism and WMD proliferation. After retiring in 2003, he became a Senior Advisor and later Senior Vice President at the PIR Center, where he continued to dedicate himself to arms control issues and developing new security mechanisms in Europe.

For Gennady Mikhailovich, strengthening the nonproliferation and disarmament regime wasn’t just political rhetoric, it was a subject of in-depth analysis with the goal of finding optimal, balanced solutions. Back when people had essentially stopped thinking about saving the world from weapons of mass destruction, before big speeches and initiatives revived the topic, Gennady Mikhailovich published the article “Disarmament Returns” (Security Index 2007), in which he not only declared the acute relevance of this problem, he defined the lines along which this discussion takes place today. “The main mistake that people make is they fear today’s troubles more than tomorrow’s,” he said, and underlined that, “this means only one thing – we must learn to preempt the consequences of new military technology and classes of weapons with timely political and legal measures.”

This is precisely what Gennady Mikhailovich worked on at the PIR Center. He co-authored a 2005 monograph Unmanned aerial vehicles: history, application, threat of proliferation, and prospects of development – the first work to define the importance of this issue for Russia. Information security, nuclear energy and nonproliferation, Central Asia – Evstafiev was a part of these and many other PIR projects from the outset. Dozens of publications, hundreds of interviews and comments to the press – he was constantly working.

He will most certainly be remembered, today and forever more, by dozens of students – young diplomats, officers, and scholars, those for whom he was a mentor at work or during an internship, those who listened to his every word at Summer School and other training courses.

What did young scholars expect, and then receive, from their senior colleague? During conversations he would say such things like, “Be sure to pay attention to this question… It may be worth taking a closer look here… You should read this book here…” and then a new idea would form, and we would begin to see a pointed problem in its greater historical and political context, and the student would morph into a specialist in front of our eyes. A graduate of the Oriental Studies Department at Leningrad State University, Gennady Mikhailovich completed the colossal school of life and carried with him the best traditions of analysis and the deep understanding of regional and global processes. Along the way, he passed on these traditions and mental discipline to his students, for which we will be ever grateful.

Gennady Mikhailovich played a significant role at the PIR Center. He was with PIR even before its founding and stayed the course through our development. Over the course of almost 10 years, he served as a Senior Advisor and Senior Vice President of the PIR Center. With his direct participation, PIR expanded the scope of its work, transitioned from Yaderny Kontrol to Security Index, developed a new education and training program, and attracted new partners and friends. Each of us will treasure our memories of interacting with this extraordinary person, colleague, and mentor.

Photo gallery 

20_2.jpg

 

Segments from the program “What is to be done? New nuclear states,” Kultura TV channel with Gennady Evstafiev’s participation, October 29, 2006 (in Russian).

2013-02-22_0032.png

Expert's commentaries

Gennady Evstafiev

The book by George Tenet, ex-Director of the CIA, is analyzed by his counterpart Lt. Gen. Gennady Evstafiev, who devoted many years of his life to Russian intelligence. With a high degree of skepticism, Evstafiev devotes his review to three stories mentioned by Tenet – 9/11 and war on terrorism, non...

What is really called for in this situation is a joint attempt at aversion of the nuclear threat, not unilateral decisionmaking by theUnited States. In order to secure Pakistan's nuclear disarmament, an overwhelming majority of UN members should join efforts in attempting to persuade Pakistan to fo...

All articles
loading

Статьи

В марте текущего года Счётное управление правительства США (СУП) (так оно теперь называется) выпустило очередной годовой обзор, анализирующий состояние дел с выполнением министерством обороны программы по развитию беспилотных систем и принятию их на вооружение в американских вооружённых силах.

Полны...

Похоже, что и 2004 г. пройдет под знаком пристального внимания к «вечно незавершенному» процессу нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Становится также очевидным, что основной упор будет сделан на недопущение возможности соприкосновения терроризма с технологиями, при...

Владимир Дворкин, Анатолий Дьяков, Геннадий Евстафьев, Сергей Кошелев, Александр Радчук, Евгений Сатановский

5 марта 2009 г. "Тема российскоамериканского диалога по ядерному разоружению тем актуальнее, чем ближе Конференция по рассмотрению действия ДНЯО 2010 г., так как во многом исход этой конференции будет зависеть от того, насколько между собой смогут договориться два главных обладателя ядерного оружия ...

Геннадий Евстафьев

Надежды на серьезный прогресс в области ядерного разоружения не оправдываются. Какие вызовы ожидать России в разоруженческом процессе? Что следует сделать ее западным партнерам для возврата к плодотворному сотрудничеству по всем фронтам? Правильно ли Россия поступила, объявив мораторий на участие в ...

Геннадий Евстафьев

Воспоминаний бывшего директора ЦРУ и центральной разведки США Джорджа Тенета о его семи годах в качестве шефа американской разведки оставляет неоднозначное впечатление, пишет бывший высокопоставленный сотрудник Службы внешней разведки России. Попытки Дж. Тенета оправдаться перед судом истории, защит...

Все Статьи

Новости

19.02.2016

«Карл фон Клаузевиц писал: “Главная ошибка людей состоит в том, что бед сегодняшних они боятся больше, чем бед завтрашних”. Это означает только одно: надо учиться упреждать последствия появления новых опасных военных технологий и классов оружия путем своевременных политических и юридических шагов. В противном случае нас снова ждет долгая и изматывающая гонка вооружений и возникновение тяжелых кризисов и противостояний», – генерал-лейтенант Геннадий Евстафьев.

11.03.2015

«Очевидно, что ДОВСЕ в его первоначальном варианте потерял свою актуальность и возвращаться к нему Россия не намерена. Необходим либо новый договор, либо отказ от юридически обязывающих инструментов контроля над вооружениями в пользу развития системы мер укрепления доверия в области безопасности и расширение двустороннего и многостороннего военного сотрудничества», – председатель Совета ПИР-Центра, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский.

05.09.2014

4 октября 2014 г. состоится вручение почетных наград ПИР-Центра за вклад в укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения. Мы приглашаем наших коллег со всего мира выдвигать кандидатуры на награждение в указанных номинациях до 20 сентября. 

Все Новости

Эксперт

Евстафьев Геннадий Михайлович image
ФИО: Евстафьев Геннадий Михайлович
Биография:

Генерал-лейтенант Евстафьев (25.08.1938 – 19.02.2013), человек огромной силы духа, глубокой мудрости и высочайшего профессионализма, всего себя, свое здоровье, силы, интеллект посвятил служению Отечеству и укреплению международной безопасности. Мы благодарны судьбе за то, что многие годы могли работать вместе с этим потрясающим, масштабным Человеком.

Геннадий Михайлович Евстафьев – один из патриархов ядерного нераспространения. На разных должностях Геннадий Михайлович вносил свой весомый вклад в укрепление режима нераспространения и разоружения. В 1981-1985 гг. работал специальным помощником Генерального Секретаря ООН, а в 1999-2000 гг. являлся членом Комиссии по разоружению при Генеральном секретаре ООН;  активно участвовал в проведении исторической Конференции по рассмотрению действия и продлению Договора о нераспространении ядерного оружия 1995 г., организации Московского саммита по ядерной безопасности 1996 г.

Геннадий Михайлович сыграл важнейшую роль в подготовке открытых докладов Службы внешней разведки России «Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового уничтожения» (1993) и «Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления» (1995), с которыми мы и сегодня сверяем наши знания по этой теме. Выход докладов до сих пор остается образцом аналитической работы специальных служб и их способности вести диалог с обществом. Благодаря работе авторов докладов мир увидел, что Россия будет говорить на языке фактов и выверенных аргументов, и несмотря ни на какие обстоятельства, самостоятельно участвовать в формировании глобальной повестки в сфере нераспространения и разоружения.

Генерал-лейтенант Евстафьев принадлежит к тем людям, которые в самый сложный для нашей страны период, не только остались преданными своему делу, но и смогли выработать подходы к решению проблем международной безопасности в духе сотрудничества и защиты национальных интересов. С 1986 по 1991 гг. Геннадий Михайлович входил в состав руководства советской делегации на переговорах по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в Вене, в течение длительного времени работал в системе Службы внешней разведки, с 2000 по 2003 гг. находился в составе представительства России при НАТО, где занимался вопросами противодействия терроризму и нераспространения ОМУ. После выхода в отставку в 2003 г. – старший советник ПИР-Центра. Здесь вопросы контроля над вооружениями и создания новых механизмов безопасности в Европе всегда оставались в сфере его внимания.  

Укрепление режима нераспространения и разоружения являлись для Геннадия Михайловича Евстафьева не политическими лозунгами, а предметом глубокого анализа с целью найти оптимальные, сбалансированные решения. Задолго до громких речей и инициатив в период, когда об избавлении мира от оружия массового уничтожения почти перестали думать, в программной статье «Разоружение возвращается» (Индекс Безопасности, 2007, №2) Геннадий Михайлович Евстафьев не просто заявил об острой актуальности этой проблемы, он обозначил линии, по которым сегодня выстраивается дискуссия. «Главная ошибка людей состоит в том, что бед сегодняшних они боятся больше, чем бед завтрашних», – процитировал классика Геннадий Михайлович и подчеркнул, – это означает только одно: надо учиться упреждать последствия появления новых опасных военных технологий и классов оружия путем своевременных политических и юридических шагов».

Именно этим он и занимался в ПИР-Центре. В 2005 г. вышла подготовленная генералом Евстафьевым в соавторстве монография «Беспилотные летательные аппараты: история, применение, угроза распространения и перспективы развития» – первая работа, которая обозначила важность этой проблемы для России. Информационная безопасность, атомная энергетика и нераспространение, Центральная Азия – Геннадий Михайлович стоял у истоков этих и многих других проектов. Десятки публикаций, сотни интервью и комментариев для СМИ – он до последнего не мог не работать.

Геннадия Михайловича Евстафьева всегда будут помнить десятки учеников – молодых дипломатов, офицеров, ученых – те, для кого он стал наставником на службе или во время научных стажировок, те, кто прислушивались к каждому его слову на Летней Школе и других образовательных курсах.

Чего ждали и что получали от старшего коллеги молодые ученые? В ходе разговора, так, между прочим, он говорил: «А ты обрати внимание на такой вопрос... не посмотреть ли здесь... или почитать вот эту книгу…» – и появлялась новая мысль, мы начинали видеть точечную проблему в широком историческом и политическом контексте – на глазах студент превращался в специалиста. Выпускник Восточного факультета Ленинградского университета Геннадий Михайлович прошел колоссальную школу жизни, он нес лучшие традиции анализа источников и глубокого осмысления региональных и глобальных процессов и передавал эти традиции, дисциплину ума, своим ученикам – за это мы всегда будем ему благодарны.

Геннадий Михайлович – особенный человек для ПИР-Центра. Он был с ПИРом еще до нашего создания, вместе с нами прошел весь пировский путь, а в течение почти 10 лет работал здесь в качестве старшего советника и старшего вице-президента. При самом непосредственном участии Геннадия Михайловича ПИР-Центр решился на расширение тематики своей деятельности, перешел от Ядерного Контроля к Индексу Безопасности, построил новую образовательную программу, приобрел партнеров и друзей… У каждого из нас останутся свои личные воспоминания от общения с этим удивительным Человеком.

ПИР-Центр


Фотоальбом 

20_2.jpg

 

Фрагменты передачи «Что делать? Новые ядерные государства», телеканала Культура с участием Г.М. Евстафьева,  29 октября 2006 г.

2013-02-22_0032.png

Комментарии эксперта

Похоже, что и 2004 г. пройдет под знаком пристального внимания к «вечно незавершенному» процессу нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Становится также очевидным, что основной упор будет сделан на недопущение возможности соприкосновения терроризма с технологиями, при...

Старший советник ПИРЦентра Геннадий Евстафьев беседует с президентом Торговопромышленной палаты РФ, академиком Евгением Примаковым.
ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Уважаемый Евгений Максимович, учитывая Ваш богатый опыт на Ближнем Востоке, хотелось бы узнать Ваше мнение о перспективах урегулирования ближневосто...

Все Статьи
loading