Dealerting

Понижение уровня боевой готовности компонентов «ядерной триады». Включает реализацию комплекса организационно-технических мероприятий в различных системах стратегического оружия, которые увеличивают время, необходимое для их применения. Основными из них на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР, см. Межконтинентальная баллистическая ракета) являются: деактивация ракет, связанная с отстыковкой головной части (ГЧ) и снятием боеголовок; снятие с ракет бортовых источников электропитания и основных элементов системы электроснабжения; демонтаж оборудования системы открытия крыши защитного устройства шахтной пусковой установки (ШПУ); демонтаж отдельных элементов пневмогидравлических систем МБР; блокировка системы набора готовности ракеты к пуску и управления пуском ракеты.

На баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ) могут быть выполнены следующие технические мероприятия: снятие боеголовок; блокировка системы набора готовности ракеты к пуску и управления пуском ракеты; снятие БРПЛ с атомных подводных лодок (АПЛ) и их содержание в арсеналах военно-морской базы; блокирование системы открытия крыши пусковой шахты. Для стратегической бомбардировочной авиации считается возможным провести переоборудование тяжелых бомбардировщиков (ТБ, см. Тяжелый бомбардировщик) для решения неядерных задач; реализовать меры по исключению их быстрого взлета; размещение крылатых ракет (КР, см. Крылатая ракета) и авиабомб на расстоянии не ближе 100 км от авиабазы; запрещение совместного базирования ТБ в ядерном и неядерном оснащении. Для тактического ядерного оружия (ТЯО) понижение боевой готовности может быть осуществлено при заключении соответствующего соглашения сторон и централизованного содержания ТЯО в хранилищах на национальной территории, в т. ч. с выводом американского ТЯО из Европы. Предполагается, что централизованное хранение ТЯО позволит разработать и реализовать некоторые меры взаимной верификации, транспарентности и доверия.

Идея Д. была предложена в середине 1990-х гг. в среде неправительственных экспертов в США и активно там обсуждалась в качестве меры, способствующей снижению риска непреднамеренного ядерного конфликта и повышению доверия между США и Россией. Впоследствии различные технические меры Д. обсуждались в неофициальном порядке и военными специалистами как США, так и России, но до реализации таких мер дело не дошло. В 1998–2002 гг. российскими специалистами в одностороннем порядке при планировании реализации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был разработан состав мероприятий Д. стратегических ядерных сил (СЯС) Вооруженных сил (ВС) РФ (с американской стороной не обсуждались). Считается, что данные способы Д. могут быть применены и к стратегическим наступательным силам (СНС) США.

По оценкам военных экспертов, идея взаимного Д. российских и американских СЯС не является перспективной. Отмечается, что ее реализация потребует разработки и согласования специальной верификационной системы контроля. В силу существенных различий СЯС РФ и СНС США на практике будет сложно выработать такие технические меры по взаимному понижению боеготовности СЯС, которые бы ставили стороны в равные условия. Не исключается, что Д. может создать предпосылки для снижения уровня технической подготовки, дисциплины и морально-психологической ответственности личного состава. Считается, что проблематика Д. должна рассматриваться в пакете с другими вопросами существующих и будущих договоренностей России и США в этой области. По мнению российских специалистов, к реализации мер Д. должны быть привлечены Великобритания, Франция и КНР после заключения договоренностей по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) с их участием.

См. также: Декаплинг.

Лит.: Ядерное оружие после «холодной войны» / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 112–115.

В.Ф. Лата