Treaty on the Final Settlement with Respect to Germany, Two Plus Four Agreement
Заключен между ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. Подписан 12 сентября 1990 г. Вступил в силу 15 марта 1991 г. В Договоре содержатся важные положения, относящиеся к проблеме нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. В Ст. 3.1 «Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии подтверждают свой отказ от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием. Они заявляют, что объединенная Германия также будет придерживаться этих обязательств. В частности, права и обязательства, вытекающие из Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г., продолжают действовать в отношении объединенной Германии». Т. о., объединенная Германия подтверждает верность обязательствам, данным ГДР и ФРГ при присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1969 г. (ратифицирован ГДР в 1969 г., ФРГ – в 1975 г.).
В Ст. 5.3 стороны согласились, что «после завершения вывода советских войск с территории нынешней Германской Демократической Республики и Берлина […] иностранные войска и ядерное оружие или его носители не будут размещаться в данной части Германии и развертываться там». В Согласованной протокольной записи к Договору зафиксировано, что «любые вопросы, связанные с применением слова “развертываться”, как оно используется в последнем предложении пункта 3 статьи 5, будут решаться Правительством объединенной Германии разумно и ответственно, с учетом интересов безопасности каждой из Договаривающихся Сторон, как об этом говорится в Преамбуле».
Объединенная Германия, являющаяся государством, не обладающим ядерным оружием (НЯОГ), приняла на себя дополнительные обязательства в отношении собственных вооруженных сил в тех же территориальных пределах: «После завершения вывода советских войск с территории нынешней Германской Демократической Республики и Берлина в данной части Германии могут размещаться также формирования немецких вооруженных сил, приданные военным союзническим структурам таким же образом, как и формирования на остальной германской территории, но без носителей ядерного оружия» (Ст. 5.3).
В пользу возможности учреждения ЗСЯО во всей Центральной и Восточной Европе, с инициативой чего выступает правительство Белоруссии, свидетельствует и Основополагающий акт об отношениях между Россией и НАТО (май 1997 г.), в котором НАТО заявило об отсутствии намерений развернуть ядерное оружие на территории новых членов блока (Польши, Чехии и Венгрии). Данное положение Основополагающего акта, однако, не носит обязывающего характера и теоретически может быть пересмотрено в любой момент; предложения России весной 1997 г. придать ему более высокий юридический статус были отвергнуты НАТО.
Ист.: Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. Международные договоры, заключенные СССР и вступившие в силу с 1 января по 31 декабря 1991 г., которые в настоящее время являются договорами Российской Федерации как государства – продолжателя Союза ССР. М.: «Международные отношения», 1994. С. 34–37.
Лит.: Правиц Ян. Зона, свободная от ядерного оружия, от Черного до Балтийского моря // Ядерный Контроль. 1996. ¹ 23. С. 15–21; 1996. ¹ 24. С. 9–13;
Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 1. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 166–168; Ахтамзян А.А. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия: Очерки. М.: МГИМО-Университет, 2008. С. 207–212.
См. также: Военная ядерная программа (Германия); «Рапацкого план».
И.А. Ахтамзян