Dirty Bomb
Общее название устройства риала, как правило, рассматривадля совершения акта радиацион-ется радионуклидная продукция ного терроризма. В литературе общепромышленного назначения наиболее часто представляется в и, соответственно, относительно виде комбинированной конструк-высокой доступности: 137Cs, 90Sr, ции на основе обычного хими-60Co и некоторые другие. ческого взрывчатого вещества в «Г. б.» не имеет ничего общего сочетании с тем или иным радио-с ядерным оружием (ЯО). В ее гиактивным материалом, подрывае-потетической конструкции испольмой при выбранных террористами зуются вещества и материалы, условиях. В качестве такого мате-принципиально непригодные для создания ядерного заряда, и обсуждение проблемы «Г. б.» в контексте ядерного распространения (как это нередко бывает) является грубой технической и методической ошибкой. Однако, неизмеримо уступая ЯО в оценке наносимого ущерба, «Г. б.» многократно доступнее в технологическом отношении. Поэтому опасность применения «Г. б.» должна учитываться в контексте мер парирования возможных террористических угроз.
Хотя некоторые эксперты и журналисты и предполагают возможность нанесения значимого физического вреда здоровью людей (иногда включая и погибших от воздействия радиации) при использовании «Г. б.», специалисты считают такие опасения малообоснованными. В то же время подрыв «Г. б.» может нанести серьезный ущерб психологическому состоянию людей вследствие возникновения массовой паники, обусловленной как недостатками системы общественного информирования и принятия необходимых ответных мер, так и господствующими среди населения сильно преувеличенными представлениями об опасности воздействия ионизирующей радиации на организм человека.
Применение «Г. б.» при определенных условиях может нанести значительный материальный ущерб. Он обусловлен невозможностью использовать по назначению промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также объекты инфраструктуры по причине их загрязнения радиоактивным веществом «Г. б.» сверх предельно допустимых уровней.
Существенно реже термин «Г. б.» используется применительно к термоядерному заряду, значительная часть энерговыделения которого является результатом деления содержащегося в его конструкции 238U быстрыми нейтронами синтеза. Поскольку радиоактивное загрязнение местности при ядерном взрыве в основном обусловлено именно продуктами деления, оно для такого заряда (особенно при наземном взрыве) оказывается чрезвычайно сильным. Так и произошло при испытании первого отечественного термоядерного заряда («слойки») 12 августа 1953 г., а также наиболее мощного (15 Мт) американского взрыва «Браво» 1 марта 1954 г. – в обоих случаях энерговыделение по делению превышало 70%. При испытании «Браво» облаком взрыва случайно было накрыто японское рыболовное судно «Фукурю Мару», находившееся почти в 200 км от места взрыва (атолл Бикини в Тихом океане) и оставшееся не замеченным в ходе предшествовавшей взрыву воздушной разведки прилегающей акватории. Это привело к облучению экипажа (23 чел.) дозами ионизирующего излучения порядка 2 Зв и смерти 23 сентября 1954 г. радиста судна (вероятно, от побочных последствий облучения).
Лит.: Лэпп З.Р. Атомы и люди. М.: ИИЛ, 1959. С. 126–142; Колдобский А.Б., Насонов В.П. Вокруг атомной энергии: правда и вымыслы. М.: МИФИ, 2002. С. 96–107;
Супертерроризм: новый вызов нового века / Под общ. ред. А.В. Федорова. М.: «Права человека», 2002. С. 64–66;
Терроризм в мегаполисе: оценка угроз и защищенности / Под ред. В.З. Дворкина // Научные Записки ПИР-Центра. 2002. ¹ 3. С. 23–24.
См. также: Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма.
А.Б. Колдобский