(Peaceful Nuclear Explosion, PNE)
Взрыв ядерного взрывного устройства (ЯВУ), производимый в научных или промышленных целях.
В СССР программа МЯВ началась после принятия 16 мая 1950 г. специального постановления Совета министров СССР «О научноисследовательских, проектных и экспериментальных работах по использованию атомной энергии для мирных целей». Практическая реализация программы развернулась в 1960-е гг. под руководством заместителя министра среднего машиностроения СССР А.Д. Захаренкова (научный руководитель – О.Л. Кедровский). 15 января 1965 г. в СССР был осуществлен первый промышленный ядерный взрыв в ходе работ по созданию искусственного водохранилища на территории Семипалатинского испытательного полигона (проект «Чаган»). Создание ЯВУ для этого взрыва было проведено коллективом специалистов КБ-11 (ныне – Российский федеральный ядерный центр – ВНИИЭФ) под руководством Ю.А. Трутнева.
Масштабная программа МЯВ, проводившаяся в СССР (124 ядерных взрыва, 36 испытаний для отработки промышленных зарядов), была направлена как на исследование вопросов фундаментальной науки, так и на решение различных конкретных задач:
Последний МЯВ в СССР был проведен 9 сентября 1988 г.
В США программа МЯВ, осуществлявшаяся в 1961–1973 гг., получила название «Операция Плаушер» (Operation Plowshare). В 27 опытах были взорваны 33 ЯВУ. Финансирование программы завершилось в 1977 г.
Первое ядерное испытание в Индии, проведенное 18 мая 1974 г., было объявлено правительством страны МЯВ. Однако эксперты склоняются к тому, что ядерный взрыв был проведен исключительно в интересах военной ядерной программы.
28 мая 1976 г. был подписан советско-американский Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях, в соответствии со Ст. III которого каждая сторона обязалась «запретить, предотвращать и не проводить в любом месте, находящемся под ее юрисдикцией или контролем», любой отдельный взрыв мощностью свыше 150 кт.
Ст. V Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, открыт для подписания в 1968 г.) обязывает его участников принять соответствующие меры для того, чтобы «потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам – участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию». Далее, в Ст. V ДНЯО предусмотрена возможность для государств – участников Договора, не обладающих ядерным оружием, «получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашениями через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием», либо «получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями».
В Ст. I Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ; открыт для подписания в 1996 г., на 2008 г. в силу еще не вступил) запрещается проведение любых ядерных взрывов, т. е. МЯВ также будут запрещены. Вместе с тем по настоянию Китая сохранена возможность вернуться к вопросу о разрешении МЯВ через 10 лет после вступления ДВЗЯИ в силу на конференции по рассмотрению действия договора, однако решение должно быть принято консенсусом. В заключительном документе Конференции по рассмотрению действия ДНЯО, принятом 19 мая 2000 г., подтверждено, что положения Ст. V ДНЯО должны истолковываться в свете ДВЗЯИ.
Лит.: Ядерные испытания СССР. Т. 2. Технологии ядерных испытаний СССР. Воздействие на окружающую среду.
Меры по обеспечению безопасности. Ядерные полигоны и площадки / Ред. гр. под рук. В.Н. Михайлова. М.: ИздАТ, 1997. С. 29–30, 137–140, 177–184;
Стратегическое ядерное вооружение России / Под ред. П.Л. Подвига. М.: ИздАТ, 1998. С. 414–420;
Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 1. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 105–106
И.А. Ахтамзян