Многосторонние подходы в области ядерного топливного цикла

Multilateral Approaches to the Nuclear Fuel Cycle

Концепция создания международной системы предоставления услуг ядерного топливного цикла (ЯТЦ) взамен расширения числа государств, обладающих национальными чувствительными с точки зрения нераспространения технологиями ЯТЦ.

Попытки интернационализации услуг ЯТЦ неоднократно предпринимались в 1970–2000-х гг. В основе концепции лежит стремление гарантировать странам, развивающим ядерную энергетику, стабильный недискриминационный доступ к материалам и услугам ЯТЦ при одновременном соблюдении принципов нераспространения. Без предоставления гарантий стабильных поставок материалов и услуг рассчитывать на готовность государств добровольно отказаться от создания собственного ЯТЦ будет весьма сложно. В первую очередь, речь идет о чувствительных технологических переделах ЯТЦ, таких как обогащение урана, переработка облученного ядерного топлива (ОЯТ), хранение и захоронение радиоактивных отходов (РАО) и ОЯТ.

Заметный всплеск активности в сфере многосторонних подходов наблюдался в 1970–1980-х гг., когда под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) функционировали Комитет по гарантированным поставкам, Группа экспертов по международному хранению плутония; было проведено исследование возможности создания региональных центров ЯТЦ; осуществлялась Международная программа по оценке ЯТЦ. В рамках этих форумов было достигнуто общее понимание, что предлагаемые варианты осуществимы с технической точки зрения, но не могли быть реализованы в тот период по причинам политического и экономического характера.

В начале 2000-х гг., в связи с появлением новых вызовов режиму нераспространения и «ренессансом» атомной энергетики, актуальность интернационализации предоставления материалов и услуг ЯТЦ под международным контролем значительно возросла. В феврале 2005 г. группа экспертов из 26 государств под руководством Б. Пелло (Швейцария) представила генеральному директору МАГАТЭ доклад «Многосторонние подходы к ядерному топливному циклу», в котором обобщила ранее проведенные исследования и выработала новые рекомендации.

Среди возможных сценариев многосторонних подходов фигурируют заключение долгосрочных контрактов на лизинг ядерного топлива с последующим возвратом ОЯТ, создание виртуального или физического международного банка ядерного топлива под контролем МАГАТЭ, создание международных центров предоставления различных услуг ЯТЦ и др. Применение этих вариантов призвано повысить уверенность международного сообщества в том, что наиболее чувствительные материалы и технологии ЯТЦ не будут использованы не по назначению. Роль МАГАТЭ в осуществлении механизма гарантированных поставок и услуг может варьироваться в самых широких пределах – от контроля или владения банками ядерного топлива до управления виртуальными резервами и обязательствами по фабрикации топлива. С юридической точки зрения, необходимо проработать пакеты соглашений между Агентством, поставщиками и получателями услуг, а также рассмотреть вопросы транзита и временного хранения делящихся материалов. Экономические преимущества интернационализации предоставления материалов и услуг ЯТЦ для государств, начинающих развитие атомной энергетики, базируются на том, что они получают долгосрочные гарантии поставок топлива по фиксированным ценам, не обременяя себя дорогостоящими производствами. Среди негативных аргументов превалирует довод об ограничении суверенитета государства в его законном праве в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) самостоятельно развивать мирные ядерные технологии. См. также: «Атомы для мира».

Первыми практическими шагами в реализации многосторонних подходов стали создание в России Международного центра по обогащению урана, американская инициатива Глобальное ядерноэнергетическое партнерство, германский проект многостороннего центра по обогащению урана, заявление неправительственной организацией «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative, NTI) о готовности выделить 50 млн долл. США для создания под контролем МАГАТЭ банка ядерного топлива. Последнее предложение имеет дополнительное условие: от государств – членов МАГАТЭ на эти же цели должно поступить еще 100 млн долл. Конгресс США проголосовал за выделение в бюджете 2008 г. 50 млн долл. в качестве взноса США на цели создания топливного банка. В феврале, августе и декабре 2008 г. Норвегия, ОАЭ и ЕС согласились выделить в счет топливного банка Агентства соответственно 5 млн, 10 млн долл. США и 25 млн евро.

Лит.: Логутова Надежда. О новых инициативах в области контроля над ядерными материалами и технологиями // Ядерный Контроль. 2005. ¹ 4. С. 99–118;

Холгейт Лора. Резерв ядерных материалов: контуры идеи // Индекс Безопасности. 2007. ¹ 2. С. 157–160; Хлопков Антон. Ангарский проект: обогащение vs. распространение // Там же. 2008. ¹ 2. С. 43–62;

Multilateral Approaches to the Nuclear Fuel Cycle. Expert Group Report to the Director General of the IAEA. Vienna: IAEA, 2005.

А.В. Убеев