(Natanz Uranium Enrichment Plant)
Предприятие, расположенное в центральной части Ирана в районе г. Натанз. Точная дата начала его создания неизвестна, однако, по заявлениям иранской стороны, работы начались в конце 1990-х гг. Первоначально рассматривались три возможных места строительства завода – Исфахан, Карадж и Натанз.
Впервые интерес к обладанию мощностями по обогащению урана Иран проявил еще в середине 1970-х гг., когда в стране была принята программа развития атомной энергетики. Иран инвестировал 1 млрд долл. США в создание завода по диффузионному обогащению урана во Франции, а также рассматривал возможность инвестирования в строительство других обогатительных комбинатов на территории США и Западной Европы. В середине 1990-х гг. Иран проявлял интерес к приобретению завода по центрифужному обогащению урана в России.
Информация о строительстве на территории Ирана завода по обогащению урана на основе центрифужного метода разделения изотопов была обнародована в 2002 г., когда стало известно о завершении создания опытного завода, на котором был установлен каскад из 160 центрифуг P-1. При этом Иран своевременно не уведомил МАГАТЭ о начале работ по строительству предприятия. По утверждению иранской стороны, значительную часть компонентов центрифуг P-1, документацию и спецификацию на них Иран получил из-за рубежа (эксперты склонны считать, что из Пакистана): в 1996 г. на встрече в Дубаи иранским представителям был передан полный комплект общих чертежей центрифуг P-2 представителями тайной сети, созданной руководителем пакистанской военной ядерной программы А.К. Ханом. В 2002 г. Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) заключила контракт с частной иранской фирмой на их производство, который, однако, был разорван в 2003 г., в т. ч. и по причине невозможности производителя обеспечить импорт необходимого количества специальных магнитов.
На площадке в Н. расположены два подземных завода – опытный и «промышленный». По имеющейся информации, совокупная площадь подземных помещений предприятий – 60–100 тыс. м2. Эксперты полагают, что имеющиеся площади позволяют установить до 54 тыс. центрифуг, а ежегодная мощность завода (на основе центрифуг P-1) могла бы составить до 160 тыс. ЕРР (в целях производства ядерного топлива для одного ядерного реактора типа ВВЭР-1000 необходимо иметь мощности порядка 120 тыс. ЕРР, а в целях производства высокообогащенного урана (ВОУ) для одного ядерного заряда – 4 тыс. ЕРР).
В ноябре 2007 г. на т. н. промышленном заводе была завершена установка 18 каскадов по 164 центрифуги в каждом; в них было загружено ок. 1240 кг гексафторида урана. По утверждениям иранской стороны, ей удалось достичь степени обогащения (по 235U) в 4,8%. В начале 2008 г. руководством ИРИ было заявлено о начале установки очередных 18 каскадов. Всего, по данным МАГАТЭ, к сентябрю 2008 г. на заводе было наработано 480 кг низкообогащенного урана (НОУ), а средняя производительность завода составляла ок. 2 кг НОУ в день. В связи с низкой производительностью центрифуг P-1 и, видимо, неспособностью Ирана самостоятельно производить все необходимые компоненты для их бесперебойной эксплуатации, на опытном заводе Н. Ираном было начато тестирование новых типов центрифуг – IR-2 и IR-3.
На вопрос о потенциале Ирана и далее наращивать мощности завода в Н. либо за счет производства и установки центрифуг P-1, либо за счет выпуска более производительных центрифуг IR-2 и IR-3 нет однозначного ответа. Одним из критических факторов развития центрифужной программы в Иране является возможность страны закупать или производить самостоятельно специальные подшипники, магниты и масла (последнее маловероятно, учитывая современный уровень развития иранского атомно-промышленного комплекса).
Вопросы, связанные с возможностью эксплуатации мощностей в Н. для наработки ВОУ, представляют особый интерес. На ядерные материалы, используемые в процессе обогащения, распространяются гарантии МАГАТЭ. В дополнение к этому с марта по ноябрь 2007 г. инспекторами Агентства проведено семь внезапных проверок, которые не выявили недекларируемой деятельности. По мнению российских экспертов, до тех пор пока на уранообогатительном заводе в Н. осуществляются гарантии МАГАТЭ, это производство не представляет значительную угрозу международному режиму нераспространения ядерного оружия. В то же время необходимо добиваться ратификации и применения Ираном положений Дополнительного протокола к соглашению о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ, подписанного ИРИ 18 декабря 2003 г.
См. также: Военная ядерная программа (Иран); Система гарантий МАГАТЭ.
Лит.: Новиков В.Е. Проблема нераспространения ядерного оружия на современном этапе. М.: Российский институт стратегических исследований, 2007. С. 237, 240;
У ядерного порога: Уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / Под ред. А. Арбатова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. С. 49–53.
В.Е. Новиков