Illicit Nuclear Trafficking
Деятельность, связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей, перемещением, транспортировкой или переработкой ядерных материалов (ЯМ), совершаемая с нарушением требований национального и международного законодательства. В соответствии со Ст. 7 Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 г.), к незаконной деятельности относят преднамеренное обращение с ЯМ «без разрешения компетентных органов», незаконные действия в отношении ЯМ (кража, присвоение обманным путем, применение силы или угроза ее применения с целью получения ЯМ), а также их использование в преступных целях. В России понятие НОЯМ определено в Положении о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденном Правительством РФ в мае 2008 г. Известны официально зарегистрированные и подтвержденные достоверными свидетельствами случаи хищений ЯМ оружейного качества, в т. ч. один предотвращенный случай с вовлечением количества ЯМ, близкого к необходимому для создания ядерного взрывного устройства (ЯВУ). Гораздо более широкое распространение и освещение в СМИ получили случаи НОЯМ с вовлечением материалов, не пригодных для изготовления ЯВУ. Среди таких материалов – низкообогащенное урановое топливо для АЭС, которое может быть использовано для создания ЯВУ только при совершении над ним комплекса сложных технологических операций, как правило, невозможных вне промышленных установок, а также радиоактивные материалы, непригодные для создания ЯВУ. Такие материалы, однако, могут быть использованы для совершения актов радиационного терроризма.
При изучении проблемы НОЯМ значительную сложность представляет получение объективной информации. С одной стороны, СМИ изобилуют не вызывающими доверия у специалистов спекуляциями. С другой стороны, спецслужбы и правоохранительные органы могут избегать разглашения имеющейся информации по причине ее чувствительности, а также из нежелания дискредитировать существующие меры обеспечения ядерной безопасности.
МАГАТЭ поддерживает базу данных о незаконном обороте ядерных и радиоактивных материалов. По состоянию на начало 2007 г. в базе данных содержалась информация о 275 подтвержденных случаях незаконного оборота, имевших место в 1993–2006 гг., из которых 55% представляли случаи с вовлечением ЯМ, а 45% – радиоактивных веществ. В 18 случаях имело место обращение с высокообогащенным ураном или плутонием, представляющими угрозу с точки зрения нераспространения.
Наиболее широкоеосвещение в СМИ и экспертном сообществе получило имевшее место в 1994 г. «Мюнхенское дело». В аэропорту Мюнхена немецкими властями были задержаны граждане Испании и Колумбии (на деле – агенты немецкой спецслужбы БНД), которые инсценировали контрабанду ЯМ из России (было изъято 363,4 г плутония, имевшего якобы российское происхождение). Подобные случаи использовались западными странами в начале – середине 1990-х гг. для того, чтобы подчеркнуть низкий уровень безопасности хранения ЯМ в России, с одной стороны, для обоснования необходимости содействия России в улучшении безопасности ЯМ, с другой – для обоснования неотложности установления международного контроля над российскими ЯМ.
Лит.: Ковчегин Д.А. Незаконный оборот ядерных материалов // Доклад ПИР-Центра. 2000. ¹ 21; Орлов Владимир. Незаконный оборот ядерных материалов – новый вызов международной безопасности // Экспортный контроль в России: политика и практика. М.: ПИР-Центр, 2000. С. 164–173;
Орлов В.А., Тимербаев Р.М., Хлопков А.В. Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия. М.: ПИРЦентр, 2001. С. 41–52.
См. также: Договор о коллективной безопасности; Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения; Московская встреча на высшем уровне по ядерной безопасности; Резолюция 1540.
Д.А. Ковчегин