Joint Convention on the Safety of Spent Fuel Management and on the Safety of Radioactive Waste Management
Принята 5 сентября 1997 г. в Вене (Австрия), вступила в силу 18 июня 2001 г. По состоянию на 1 января 2008 г. ее участниками являются 46 договаривающихся сторон (государства и международные организации). Россия присоединилась к Объединенной конвенции 19 апреля 2006 г. При разработке Конвенции о ядерной безопасности (принята 17 июня 1994 г.) встал вопрос о необходимости установить отдельное международно-правовое регулирование для безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО). За основу проекта была взята структура той же конвенции, которая впоследствии претерпела существенные изменения. Ряд государств – Россия, Франция, Япония, Великобритания и др. – предлагали разделить понятия «отработавшее ядерное топливо» (ОЯТ) и «радиоактивные отходы» (РАО). Все эти страны владеют технологиями переработки облученного ядерного топлива (ОЯТ) с извлечением энергетически ценного плутония, поэтому ОЯТ не подпадает под термин «отходы». Для достижения компромисса в Объединенной конвенции эти понятия разделены – отсюда структура документа и, на первый взгляд, довольно громоздкое название.
В Объединенной конвенции для ее целей даны определения терминам «радиоактивные отходы», «отработавшее топливо», «переработка», «хранение», «вывод из эксплуатации», «захоронение». Обсуждение показало, что в ядерном праве также нет согласованных определений понятий «радиоактивный источник», «трансграничное перемещение ядерных и радиоактивных материалов», поэтому в ходе разработки и принятия Объединенной конвенции было установлено, что эти вопросы требуют отдельного регулирования. Конвенция требует от государства происхождения РАО и ОЯТ разрешения на их перемещение; государство назначения должно получить предварительное уведомление о таком перемещении и дать на него согласие; перемещение через территорию государства транзита осуществляется при условии соблюдения международно-правовых норм, применимых к конкретным видам транспорта. Конвен- ция не ущемляет или не затрагивает «осуществления судами и летательными аппаратами всех государств прав и свободы морского и речного судоходства и воздушной навигации, как это предусматривается в международном праве» (Ст. 27). Это положение вызывает нарекания со стороны государств транзита, настаивающих на своем праве контролировать перевозку радиоактивных материалов через свою территорию. Много споров при выработке Объединенной конвенции вызвал вопрос о включении в сферу ее охвата РАО и ОЯТ из военных программ.
Компромисс был найден в виде следующей формулировки: «Конвенция применяется к безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами, образующимися в результате осуществления военных или оборонных программ, в тех случаях, если и когда такие материалы окончательно передаются гражданским программам и обращение с ними происходит исключительно в рамках таких программ», т. е. государство – участник конвенции само может при желании перевести «военные» РАО и ОЯТ в «гражданские».
Депозитарием конвенции является генеральный директор МАГАТЭ.
По аналогии с Конвенцией о ядерной безопасности договаривающиеся стороны Объединенной конвенции раз в три года представляют национальные доклады о политике и практике обращения с РАО и ОЯТ, в которые включаются перечень установок, инвентарный список материалов, подпадающих под действие документа. Каждая сторона-участница обязана в рамках национального законодательства принять меры по надзору, административному контролю и прочие шаги, направленные на соблюдениеположенийконвенции.
В случае возникновения разногласий между двумя или несколькими сторонами по вопросам, касающимся интерпретации применения конвенции, стороны-участницы обязуются провести консультации в ходе рабочей встречи с целью разрешения разногласий.
Ист.: Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами // Бюллетень международных договоров. 2006. ¹ 8. С. 3–24.
Лит.: Стойберг Карлтон, Бер Алек, Пельцер Норберт, Тонхаузер Вольфрам. Справочник по ядерному праву. Вена: МАГАТЭ, 2006. С. 101–103, 113–120.
А.В. Убеев