Организация по развитию энергетики на Корейском полуострове

Korean Peninsula Energy Development Organization, KEDO

Международный консорциум, созданный в рамках практической реализации Рамочного соглашения между КНДР и США от 21 октября 1994 г.

9 марта 1995 г. соглашение о создании КЕДО было подписано США, Южной Кореей и Японией, которые сформировали исполнительный совет Организации. В 1997 г. к исполнительному совету КЕДО присоединился Европейский Союз. В 1995–2000 гг. членами Организации также стали Австралия, Аргентина, Индонезия, Канада, Новая Зеландия, Польша, Узбекистан, Чехия и Чили. Помимо этого, КЕДО оказывалось финансовое и материальное содействие со стороны 19 стран, не являющихся ее членами, включая Бруней, Катар, Мексику, Оман, Швейцарию и др.

15 декабря 1995 г. КЕДО и правительство КНДР подписали соглашение о строительстве на территории Северной Кореи двух энергетических реакторов. На КЕДО возлагалась задача строительства «под ключ» в местечке Кымхо в районе портового города Симпхо (КНДР) двух легководных ядерных энергетических реакторов (см. Ядерный реактор) мощностью 1000 МВт каждый и выполнение ряда смежных работ. В частности, в результате сложных переговоров КЕДО согласилась: поставить ядерное топливо для первичной загрузки энергоблоков; поставить оборудование для подготовки северокорейских специалистов, которым предстояло эксплуатировать энергетические реакторы; обеспечить атомную электростанцию (АЭС) необходимыми запасными частями в первые два года работы; построить хранилище для низко- и среднеактивных отходов, в гавани Симпхо – необходимую инфраструктуру для подвоза морским и наземным транспортом необходимых для строительства объекта, а также для проживания персонала, задействованного в его возведении, конструкций, оборудования и материалов. КЕДО также согласилась помочь КНДР заключить коммерческие контракты на поставки ядерного топлива и запасных частей на весь срок функционирования АЭС, а также получить займы на строительство линий электропередач (ЛЭП).

Второй функцией КЕДО являлось осуществление поставок мазута в КНДР на период строительства и ввода в эксплуатацию АЭС.

Размеры выплат, которые КНДР должна была перечислить консорциуму впоследствии в качестве возврата вложенных КЕДО в проект средств, планировалось зафиксировать в отдельном протоколе. Согласно подписанному КЕДО и правительством КНДР соглашению средства должны быть возвращены в течение 20 лет после ввода реакторов в эксплуатацию. Также КНДР, со своей стороны, обязалась использовать реакторы только в мирных целях, не осуществлять радиохимическую переработку облученного ядерного топлива (ОЯТ) и не передавать какой-либо третьей стороне оборудование, технологии и материалы без согласования с КЕДО. Особым пунктом оговаривался порядок вывоза ОЯТ.

Финансово-организационные вопросы строительства и эксплуатации АЭС стали наиболее сложными для согласования сторон. Так, КНДР настаивала на включении расходов по строительству ЛЭП (500 млн долл.) в стоимость АЭС и, следовательно, их оплате со стороны КЕДО, с чем были категорически не согласны США. Трудно решалась проблема разделения финансовой ответственности; в основном она была решена только к ноябрю 1998 г.: из стоимости работ в 4,6 млрд долл. Южная Корея должна была внести 3,2 млрд долл. (70%), Япония – 1 млрд (22%), Евросоюз – 88 млн; решения о распределении остальных 315 млн долл. планировалось достичь позднее. В качестве основного подрядчика на строительства реакторов была выбрана южнокорейская компания КЕПКО (KEPCO).

В октябре 2002 г. США обвинили КНДР в нарушении Рамочного соглашения и осуществлении секретной программы обогащения урана для создания ядерного оружия, что привело к резкому обострению двусторонних отношений. 14 ноября 2002 г. страны КЕДО приняли решение прекратить поставки мазута в КНДР, что было предусмотрено Рамочным соглашением 1994 г. В свою очередь, КНДР выслала из страны инспекторов МАГАТЭ, в январе 2003 г. заявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и возобновила наработку плутония на реакторе в Ненбене. При этом еще до перечисленных событий стало очевидно, что строительство АЭС не укладывается в первоначальные сроки (2003 г.). В начале 2002 г. в качестве реальных сроков назывался уже 2008 г. По состоянию на конец апреля 2003 г. готовность энергоблоков составляла 34,5%.

21 ноября 2004 г. руководство КЕДО заявило о «замораживании» строительства АЭС. 8 января 2006 г. по требованию КНДР со строительной площадки в Кымхо были вывезены последние 57 сотрудников КЕДО (в разгар строительства в работах принимало участие более 1,5 тыс. специалистов). 31 мая 2006 г. Исполнительный совет КЕДО принял решение об отмене проекта по строительству легководных реакторов в «связи с невыполнением КНДР своих обязательств», и фактически Организация прекратила свое существование. В январе 2007 г. КЕДО потребовала от КНДР выплаты 1,9 млрд долл. в счет компенсации средств, которые уже были израсходованы на проект, на что КНДР выставила встречный иск – компенсации переселенным из прилегающих к строительству деревень жителям и т. д.

Официальный сайт КЕДО: http://www.kedo.org

Лит.: Орлов В.А., Тимербаев Р.М., Хлопков А.В. Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия. М.: ПИР-Центр, 2001. С. 110–128;

Лучин Анатолий. О деятельности Международной организации развития энергетики Корейского полуострова (КЕДО) // Ядерный Контроль. 2002. ¹ 5. С. 53–55;

Такэда Есинора. Северокорейский ядерный кризис и международные отношения в Северо-Восточной Азии // Ядерный Контроль. 2005. ¹ 1. С.117–132;

Новиков В.Е. Проблема нераспространения ядерного оружия на современном этапе. М.: Российский институт стратегических исследований, 2007. С. 282–286.

См. также: Шестисторонние переговоры.

 

В.Е. Новиков, А.В. Хлопков