Статус: Открыт

Военная ядерная программа Австралии

(Military Nuclear Program)

Программа по приобретению государством научно-технического и технологического потенциала для производства ядерных материалов оружейного качества в целях последующего использования в создании ядерного заряда или приобретению готового ядерного оружия.

Австралия

Интерес Австралии к приобретению военного ядерного потенциала можно условно разделить на две составляющие: стремление к приобретению готового ядерного оружия (ЯО) и усилия по созданию национального ядерного арсенала за счет развития соответствующей научно-технической и технологической базы в стране.

В 1952–1963 гг. Великобритания проводила испытания ЯО и средств его доставки на территории Австралии. Руководство последней надеялось, что за счет предоставления территории для британского ядерного полигона, сотрудничества в добыче урана для британской В. я. п. и косвенного участия австралийских ученых в проводимых испытаниях удастся достичь такого уровня технологического и политического взаимодействия с Великобританией в ядерной области, который позволит выработать соглашение о передаче под контроль Австралии части британского ядерного арсенала. Руководство страны в рамках консультаций с правительством Великобритании, по крайней мере, трижды поднимало вопрос о приобретении ЯО. Однако окончательного политического решения в поддержку проведения практических переговоров об условиях передачи Великобританией ЯО руководство Австралии так и не приняло.

Ниже приводится информация о прошлых или настоящих научно-прикладных программах в ядерной области отдельных государств, потенциально имевших или имеющих военное применение.

В то же время с конца 1950-х гг. австралийским руководством дебатировался вопрос о необходимости создания собственного ядерного арсенала, в частности, на этом настаивали руководитель Австралийской комиссии по атомной энергии Ф. Бакстер и группа военных во главе с командующим Военно-воздушных сил (ВВС) Австралии, а позднее начальником Генерального штаба Вооруженных сил (ВС) Ф. Шергером. Дополнительным аргументом в пользу развития В. я. п. в стране стало первое ядерное испытание Китая, проведенное на полигоне Лоб Нор 16 октября 1964 г. На протяжении второй половины 1960-х гг. правительство Австралии активно обсуждало вопрос учреждения программы по созданию ЯО. Изучалось два варианта: 1) строительство ядерных реакторов (см. Ядерный реактор), способных нарабатывать плутоний в объемах, достаточных для ежегодного производства 30 ядерных зарядов (см. Ядерный заряд); 2) создание промышленного комбината для ежегодного производства высокообогащенного урана в количестве, необходимом для использования в качестве делительного инициатора для 10 термоядерных зарядов. Франция рассматривалась в качестве основного партнера в создании завода по обогащению урана.В стране также в условиях секретности велись самостоятельные работы по освоению центрифужной технологии по обогащению урана. Стоимость реализации данных планов оценивалась в 144 млн и 184 млн австрал. долл. соответственно;предполагалось, что их реализация займет от 7 до 10 лет. В разработке программы принимали участие британские ученые, ранее задействованные в работах по Манхэттенскому проекту.

Австралийское правительство серьезно рассматривало возможность импорта мощного реактора и строительства объекта по радиохимической переработке облученного ядерного топлива (ОЯТ). Под прикрытием программы по развитию атомной энергетики планировалось создание технологического потенциала в ядерной области, который при принятии соответствующего политического решения мог быть переключен на создание ЯО. В частности, изучалась возможность закупки в Канаде или Великобритании тяжеловодного реактора двойного назначения, т. е. способного нарабатывать значительные количества оружейного плутония. В 1970 г. был объявлен тендер на строительство в 180 км к югу от Сиднея в Джервис Бэй энергетического реактора мощностью 500 МВт. По оценкам австралийских ученых, такой реактор мог наработать за 25-летний период эксплуатации до 6 т плутония. Однако в июне 1971 г., уже после начала работ по подготовке площадки под строительство реактора, власти пришли к выводу об экономической нецелесообразности проекта, и его реализация сначала была отложена на неопределенное время, а позднее проект был закрыт. Совместная работа с Францией над проектом по созданию завода по обогащению урана была прекращена после победы в Австралии на выборах в декабре 1972 г. Лейбористской партии (работы австралийских ученых над национальным проектом по центрифужному обогащению урана были прекращены только в начале 1980-х гг.).

В конце 1972 г. в результате внутриполитических дебатов в Австралии было принято решение отказаться от планов по приобретению ЯО и технологического потенциала для его создания на том основании, что в противном случае: а) Австралия может лишиться защиты со стороны США в рамках союзного «Договора безопасности» Австралии, Новой Зеландии и США (АНЗЮС) [подписан в 1951 г.]; б) может быть стимулировано ядерное распространение в Восточной и Юго-Восточной Азии; в) производство будет дорогостоящим и длительным, при этом нет гарантии, что ограниченный ядерный арсенал окажется достаточным средством для сдерживания агрессии в отношении Австралии.

23 января 1973 г. Австралия завершила процедуру ратификации Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). 10 июля 1974 г. для Австралии вступило в силу Соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ, а 12 декабря 1997 г. – Дополнительный протокол. В настоящее время Австралия не имеет и не демонстрирует намерения обладать ЯО и играет  активную роль в укреплении международного режима нераспространения ядерного оружия.

Лит.: Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение. 1945–1968. М.: «Наука», 1999. С. 148–149;

Hymans Jacques. Isotopes and Identity: Australia and the Nuclear Weapons Option, 1949–1999 // Nonproliferation Review. 2000. ¹ 1. P. 1–23.

А.В. Хлопков