Германия стала одной из первых стран в мире, где ядерная тематика получила статус приоритетного направления военных исследований. 16 сентября 1939 г. (вскоре после открытия немецкими учеными О. Ганом и Штрассманом деления урана при его бомбардировке нейтронами) на совещании в Управлении армейского вооружения, в котором принимали участие ведущие немецкие ученые и высшие военные чины, было принято засекретить все работы, имеющие отношение к “урановой проблеме”, и развернуть работу по созданию ядерного оружия (ЯО). На его разработку ученым первоначально отводилось до 12 мес. Уже в мае 1940 г. немецкими учеными был рассчитан порядок критической массы ядерного заряда (ученым в Великобритании удалось это сделать в апреле 1940 г., а в США – в ноябре 1941 г.).
Первоначальным приоритетом нацистской Германии было создание урановой бомбы. Одновременно изучались сразу несколько методов обогащения урана, включая центрифужный. Однако, после того как ученые столкнулись со сложностями при разделении изотопов урана, были развернуты параллельные работы по конструированию ядерного реактора для наработки плутония [ранее немецким ученым удалось самостоятельно открыть плутоний и обосновать его свойства в качестве делящегося материала (см. Делящиеся материалы)]. За время работ Германии удалось освоить технологию производства металлического урана высокой чистоты, создать опытные образцы центрифуг, однако немецкие ученые так и не смогли реализовать эффективное разделение изотопов урана. Не была решена и задача достижения цепной реакции на ядерном реакторе: незавершенный тяжеловодный реактор был захвачен американскими войсками на юге Германии в Хайгерлохе в 1945 г. Ученые, оборудование и материалы, имевшие отношение к ядерной программе гитлеровской Германии, были вывезены главным образом в США и СССР, где в дальнейшем использовались для развития национальных В. я. п. К важнейшим трудностям проекта принято относить отсутствие единого руководства ядерными исследованиями, нехватку оборудования и ключевых материалов (металлического урана и тяжелой воды), недостаток ученых и недостаточный уровень финансирования (после того как проект столкнулся с первыми трудностями, его перестали относить к приоритетным, финансирование проекта было сокращено в пользу развития ракетного направления).
Согласно Парижским соглашениям 1954 г. о создании Западноевропейского союза (ЗЕС), ФРГ официально отказалась от производства ЯО (наряду с химическим и биологическим), но только на своей территории. В 1957–1958 гг. ФРГ совместно с Италией и Францией предприняла попытку организовать «ядерно-стратегическое сообщество», центральной задачей которого, согласно мемуарам бывшего министра обороны ФРГ Й. Штрауса, являлось совместное производство ядерных взрывных устройств (ЯВУ, см. Ядерное взрывное устройство). Соответствующие секретные соглашения о сотрудничестве были подписаны министрами обороны трех стран Ж. Шабан-Дельмасом, Й. Штраусом и П. Тавиани.
Во избежание нарушения Парижских соглашений 1954 г. планировалось, что основные практические работы будут осуществляться на территории Италии или Франции (в частности, на территории последней предполагалось организовать производство ЯО). Сторонами рассматривался вопрос о совместном строительстве завода по обогащению урана в Пьерлате (Франция), по 45% стоимости которого должны были оплатить Франция и Германия, а остальные 10% – Италия. Большинство материалов по трехстороннему сотрудничеству остаются засекреченными, однако, согласно имеющимся источникам, существовало два сценария использования создаваемого ЯО: основание интегрированных ядерных сил трех стран; обладание каждой из стран полной собственностью на часть создаваемого ядерного арсенала, при этом ядерные боеприпасы ФРГ в мирное время размещались бы на территории Франции. В июне 1958 г., вскоре после прихода к власти во Франции Ш. де Голля, Советом обороны страны было принято решение исключить из трехстороннего сотрудничества все положения, имеющие отношение к ЯО.
Позднее ФРГ рассчитывала получить доступ к ЯО в рамках Многосторонних ядерных сил НАТО (МЯС), которые предполагалось оснастить 200 ракетами «Поларис». Планировалось, что Западная Германия и США возьмут на себя по 40% всех расходов по созданию МЯС (остальные страны НАТО вместе – 20%), при этом распределение должностей командования МЯС осуществлялось бы в прямой зависимости от размера финансового взноса страны. Однако концепция создания МЯС после длительных дискуссий (1959–1966 гг.) так и не была реализована из-за жесткого противодействия со стороны СССР, европейской общественности и некоторых американских законодателей.
В 1950-х гг. в ФРГ началось форсированное развитие атомной энергетики. 17 июля 1961 г. была пущена в строй первая экспериментальная атомная электростанция (АЭС) в Кале (земля Бавария), а к 1974 г. в стране эксплуатировались уже 11 АЭС и полным ходом шли работы по созданию замкнутого ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Строительство первой установки по радиохимической переработке облученного ядерного топлива (ОЯТ) в Западной Германии началось в 1967 г. в районе Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). ФРГ стала одним из ведущих экспортеров ядерных технологий. При этом немецкие ученые проявляли интерес к другим областям применения атомной энергии. В частности, ФРГ принимала активное участие в деятельности рабочей группы МАГАТЭ по мирным ядерным взрывам (см. Мирный ядерный взрыв). Помимо Германии, в разные годы немецкие ученые-ядерщики работали в ряде других стран, в т. ч. в Бразилии, Ираке и Южной Африке, имевших интерес к чувствительным ядерным технологиям.
В рамках переговоров по выработке Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) во второй половине 1960-х гг. ФРГ последовательно отстаивала формулировки, которые бы не препятствовали ускоренному развитию немецкой атомной промышленности и экспортным интересам страны в этой области. В частности, немецкие дипломаты старались минимизировать контроль со стороны МАГАТЭ за своей ядерной деятельностью.
С марта 1955 г. и до настоящего времени на территории Германии под контролем американских военных размещено ЯО США. Только в период с 1955 по 1977 г. в разное время на территории страны было размещено 19 типов американского ЯО. В последнее время количество баз размещения ядерных авиабомб свободного падения в Германии было сокращено с трех до одной. СССР, со своей стороны, размещал на территории Восточной Германии тактическое ядерное оружие, которое было полностью выведено в конце 1980-х гг.
ФРГ подписала ДНЯО 28 ноября 1969 г., а ратифицировала его лишь 2 мая 1975 г. В рамках Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. правительства ГДР и ФРГ подтвердили свой отказ от производства, владения и распоряжения ядерным и другими видами оружия массового уничтожения [ОМУ] (вступил в силу 15 марта 1991 г.). 21 февраля 1977 г. для ФРГ вступило в силу Соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ,
30 апреля 2004 г. – Дополнительный протокол.
В настоящее время нет данных об интересе страны к созданию ЯО. Однако Германия обладает всеми технологиями ядерного топливного цикла (ЯТЦ): от добычи урановой руды до радиохимической переработки ОЯТ – и по своему экономическому, научно-техническому и производственному потенциалу относится к числу стран, для которых вопрос создания ЯО зависит только от политического решения.
Лит.: Николаев Н.Н. Атомная ставка Бонна: Ракетно-ядерное оружие в планах Западной Германии. М.: «Международные отношения», 1969;
Иойрыш А.И., Морохов И.Д., Иванов С.К. А-Бомба. М.: «Наука», 1980. С. 52–118, 327–341; Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение. 1945–1968. М.: «Наука», 1999. С. 135–140;
Ирвинг Дэвид. Атомная бомба Адольфа Гитлера. М.: «Эксмо», 2004; Kelleher Catherine. Germany & the Politics of Nuclear Weapons. N.Y.: Columbia University Press, 1975.
А.В. Хлопков