Исследования Ирана в ядерной области стартовали во второй половине 1950-х гг. 5 марта 1957 г. Иран подписал соглашение с США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках программы “Атомы для мира”. В 1967 году в Тегеранском ядерном научном научно-исследовательском центре был введен в эксплуатацию американский исследовательский реактор мощностью 5 МВт, имеющий в качестве топлива более 5,5 кг высокообогащенного урана. В том же году США поставили в Центр граммовое количество плутония для исследовательских целей, а также «горячие камеры», способные ежегодно выделять до 600 г плутония. Т. о. было положено начало созданию научно-технической базы для развития атомной энергетики в Иране.
В конце 1950-х гг. Объединенное командование штабов США выдвинуло предложение о размещении на территории Ирана американского ядерного оружия (ЯО). Однако идея была отвергнута в феврале 1961 г. вскоре после вступления в должность президента США Дж. Кеннеди из-за оппозиции со стороны Государственного департамента. 15 сентября 1962 г. в Тегеране состоялся советскоиранский обмен нотами по вопросу об обязательстве Ирана не допускать на своей территории создания ино-странных ракетных баз всех видов.
В марте 1974 г. шахом Ирана Р. Пехлеви был обнародован план развития атомной энергетики, которая рассматривалась руководством страны в качестве приоритетного направления диверсификации энергетического комплекса. В рамках плана предусматривалось строительство к 1994 г. более двадцати энергетических ядерных реакторов (см. Ядерный реактор) общей мощностью 23 ГВт, а также создание замкнутого ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Первые два энергоблока – на юге страны, в Бушере, на берегу Персидского залива – планировалось запустить при участии немецких специалистов в 1980 и 1981 гг., еще два – на западе страны, в Ахвазе, на берегу реки Карун – силами французских инженеров к концу 1983 и 1984 гг. Также планировалось закупать ядерные реакторы в США.
В краткосрочной перспективе планировалось приобретать ядерное топливо в Германии, США и Франции. В дальнейшем предполагалось наладить его самостоятельное производство, для чего проводились геологоразведочные работы по поиску урановых месторождений; велись переговоры с иностранными компаниями о покупке обогатительных технологий и установок. В 1974 г. Иран за 1 млрд долл. приобрел 10%-ный пакет акций диффузионного завода по обогащению урана, строившегося в Трикастане (Франция), у международного консорциума «Евродиф» (Eurodif). Также велись переговоры с США о покупке 25%-ной доли в одном из обогатительных предприятий страны. С Францией и Германией Ираном велись переговоры о приобретении завода по радиохимической переработке облученного ядерного топлива (ОЯТ).
Шахский режим придерживался официальной позиции, что у государства нет интереса к приобретению ЯО. 2 февраля 1970 г. Иран ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а 15 мая 1974 г. для страны вступило в силу Соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ.
В то же время в докладе разведсообщества США «Управление ядерным распространением: политика ограниченного выбора» от декабря 1975 г. Иран был отнесен к числу пороговых государств (см. Пороговое государство), которые «вероятно, будут способны и будут иметь желание испытать ядерное взрывное устройство» до или к 1985 г. В свою очередь, СССР, озабоченный перспективой появления у своих южных границ государства с развитой ядерной инфраструктурой, в октябре 1976 г. сделал представление Франции в связи с планами последней поставить в Иран завод по радиохимической переработке ОЯТ.
Экономический кризис в стране конца 1970-х гг., исламская революция 1979 г. и начало в 1980 г. восьмилетней ирано-иракской войны на время приостановили реализацию планов Ирана в области атомной энергетики. Однако эффективное и безнаказанное использование химического оружия Ираком во время войны и заметные успехи последнего в осуществлении своей ядерной программы во второй половине 1980-х гг. привели руководство Ирана к решению возродить ядерную программу. В ее основу были положены наработки, сделанные в шахский период.
Попытки Ирана достроить атомную электростанцию (АЭС) в Бушере при помощи западных компаний (и при активном противодействии США) закончились неудачей, после чего руководство страны обратилось к России с предложением рассмотреть возможность достройки Бушерской АЭС, работы на которой при шахе были начаты немецкими специалистами. 8 января 1995 г. был подписан российско-иранский контракт на завершение строительства 1-го энергоблока АЭС на основе реактора ВВЭР-1000. Ядерное топливо было поставлено на АЭС в декабре 2007 г. – январе 2008 г. и находится под гарантиями МАГАТЭ. Пуск АЭС намечен на 2009 г.
С начала 2000-х гг. официальные иранские представители вновь стали говорить о планах страны создать замкнутый ЯТЦ, в частности, обратились к России с просьбой поставить завод по центрифужному обогащению урана (была отклонена Россией на этапе межведомственного согласования).
В августе 2002 г. оппозиционным «Советом национального сопротивления Ирана», базирующимся в Ираке, были обнародованы данные о наличии в Иране незадекларированных перед МАГАТЭ заводов по обогащению урана в Натанзе и по производству тяжелой воды в Араке, расположенных в центральном Иране и находящихся на разных стадиях строительства. Визит инспекторов МАГАТЭ на указанные объекты в феврале 2003 г. подтвердил, что Иран продвинулся в развитии ЯТЦ значительно дальше, чем это считалось ранее.
На первом этапе инспекций в рамках расследования незадекларированной ядерной деятельности в Иране, которые проводились начиная с февраля 2003 г., эксперты МАГАТЭ выявили серию случаев, связанных с использованием в 1980-х – начале 2000-х гг. ядерных материалов без должного информирования Агентства, включая экспорт природного урана в различных формах и соединениях, использование гексафторида урана для тестирования центрифуг, использование металлического урана в экспериментах по лазерному обогащению урана, выделение плутония из облученных урановых мишеней.
Помимо этого, Иран своевременно не проинформировал МАГАТЭ о создании новых ядерных объектов, включая пилотные заводы по центрифужному и лазерному обогащению урана. Позднее в Иране были обнаружены чертежи по изготовлению полусфер из металлического урана, а также документы, подтверждающие проведение работ, которые могут иметь отношение к инициированию подрыва ядерного взрывного устройства.
24 сентября 2005 г. Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, которая констатировала факт нарушения Ираном своих обязательств по Соглашению о всеобъемлющих гарантиях. 31 июля 2006 г. Совет Безопасности (СБ) ООН принял Резолюцию 1696, которая отмечала готовность принять меры на основании Ст. 41 главы VII Устава ООН в случае, если Иран будет уклоняться от ее выполнения, а также продолжит уклоняться от требований МАГАТЭ, которые в первую очередь заключались в приостановке Ираном деятельности, связанной с обогащением урана. В связи с отсутствием прогресса в выполнении Ираном требований указанной резолюции, 23 декабря 2006 г. в соответствии с Резолюцией 1737 СБ ООН принял решение о введении санкций в отношении Ирана, а 24 мая 2007 г. и 3 марта 2008 г. по той же причине были приняты резолюции 1747 и 1804, ужесточающие режим санкций в отношении Ирана. Однако, несмотря на это, значительного прогресса в разрешении кризиса вокруг иранской ядерной программы до конца 2008 г. достигнуто не было.
В настоящее время Иран обладает самой развитой научно-производственной базой в ядерной области среди исламских государств ближневосточного региона. В 2009 г. в провинции Йезд планируется ввести в строй предприятие по добыче природного урана производительностью 70 т урана в год. В Исфахане под гарантиями МАГАТЭ с 2005 г. эксплуатируется завод по конверсии урана мощностью 200 т гексафторида урана, а в Натанзе по состоянию на август 2008 г. – ок. 4 тыс. центрифуг для обогащения урана суммарной мощностью 6–9 тыс. ЕРР (для производства одного уранового ядерного заряда необходимо в среднем порядка 4 тыс. ЕРР). Декларируемая цель Ирана – установить 54 тыс. центрифуг, однако эксперты скептически относятся к перспективам ее практического достижения без значительного содействия из-за рубежа. Большинство оборудования, ныне используемого для центрифужного обогащения урана, было произведено в Пакистане и поставлено в Иран через нелегальную сеть, основанную «отцом» пакистанской ядерной бомбы А.К. Ханом.
В 2004 г. в Араке начато строительство тяжеловодного исследовательского реактора ИР-40 мощностью 40 МВт. Там же расположен завод по производству тяжелой воды. Иран заявляет о готовности поставить оба объекта под гарантии МАГАТЭ. 18 декабря 2003 г. Иран подписал, но по состоянию на 1 декабря 2008 г. не ратифицировал Дополнительный протокол.
В ноябре 2007 г. разведсообщество США обнародовало доклад, в котором утверждается, что с 2003 г. в Иране не реализуется программа по созданию ЯО. Тем не менее, вероятно, в настоящее время Иран следует относить к числу пороговых государств.
Лит.: Лата Василий, Хлопков Антон. Иран: ракетно-ядерная загадка для России // Ядерный Контроль. 2003. ¹ 3. С. 39–56;
Новиков В.Е. Проблема нераспространения ядерного оружия на современном этапе. М.: Российский институт стратегических исследований, 2007. С. 218–270;
У ядерного порога: Уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / Под ред. А. Арбатова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. С. 34–61.
В.Е. Новиков, А.В. Хлопков