Закон США «Об уменьшении советской ядерной угрозы»

Soviet Nuclear Threat Reduction Act

Законодательный акт США, предусматривающий выделение средств из американского бюджета на реализацию программ содействия по уничтожению ядерного и другого оружия в бывших республиках СССР, обеспечению безопасности транспортировки, хранения и выведения из эксплуатации этого оружия, а также для оказания помощи в предотвращении распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Экономический кризис в СССР и последующий распад государства ощутимо отразился на финансовой способности России и других стран СНГ полномасштабно и в срок выполнить свои обязательства по международным соглашениям в области сокращения и ликвидации ОМУ [31 июля 1991 г. СССР и США был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1)]. 12 декабря 1991 г. был принят внесенный сенаторами С. Нанном (демократ, шт. Джорджия) и Р. Лугаром (республиканец, шт. Индиана) на двухпартийной основе Закон «Об уменьшении…» (также известен как Закон Нанна–Лугара). В нем декларировалось, что в интересах национальной безопасности США в 1992 финансовом году ассигнуют до 400 млн долл. для программ содействия по уничтожению ядерного и другого оружия в бывших республиках СССР, обеспечению безопасности транспортировки, хранения и выведения из эксплуатации этого оружия, а также для оказания помощи в предотвращении распространения ОМУ.

Дезинтеграция СССР, особенно появление четырех государств, располагающих ядерным оружием (ЯО) на своей территории –России, Белоруссии, Казахстана, Украины, усилили озабоченность США будущим режима нераспространения. В 1993 г. Закон «Об уменьшении….» был дополнен Законом «О совместном уменьшении угрозы» (Cooperative Threat Reduction Act of 1993), который в соответствии со спецификой американского законотворчества был инкорпорирован в Закон «О финансировании национальной обороны» (FY94 National Defense Authorization Act). В новом законе были четко детализированы программы помощи и добавлено содействие в ликвидации химического оружия (ХО). Закон предусматривал финансирование работ из бюджета Министерства обороны США по пяти основным направлениям: транспортировка, хранение, демонтаж и уничтожение ЯО и других видов ОМУ и средств их доставки; предотвращение распространения ЯО и других видов ОМУ (и их компонентов); содействие предотвращению утечки специалистов в области создания ОМУ в «третьи» страны; поддержка деятельности стран СНГ по конверсии предприятий оборонного комплекса; расширение контактов между военными ведомствами стран бывшего СССР и США. При этом закон оговорил предоставление финансирования рядом условий.

Порядок реализации соответствующих проектов на территории Белоруссии, Казахстана, России и Украины регулировался двусторонними соглашениями этих стран с США, которые были подписаны соответственно 22 октября 1992 г., 12 декабря 1993 г., 17 июня 1992 г. и 25 октября 1993 г., и последующими межведомственными соглашениями.

В 1996 г. в связи с возрастанием угрозы террористического акта с использованием ОМУ Конгресс США принял Закон Нанна–Лугара–Доменичи, среди прочего расширивший возможности содействия России и другим странам СНГ в снижении угроз в первую очередь в области биологической безопасности.

В 2003 г. Конгресс США одобрил закон (Nunn–Lugar Expansion Act), который разрешил осуществление проектов за пределами постсоветского пространства. Первым получателем помощи за пределами СНГ стала Албания, которой были выделены средства на уничтожение запасов ХО.

См. также: Нанна–Лугара программаСоглашение относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия.

Лит.Пикаев А.А. Иностранная финансово-техническая помощь в интересах разоружения // Разоружение и безопасность. 1997–1998. М.: «Наука», 1997. С. 270–271;

Сотрудничество во имя глобальной безопасности / Под общ. ред. Ю.Е. Федорова // Научные Записки ПИР-Центра. 2002. ¹ 1. C. 24–29;

Глобальное партнерство против распространения оружия массового уничтожения: Справочник / Отв. ред. В.А. Орлов. М.: «Права человека», 2005. С. 11–18.

Э.В. Кириченко