Запрещение производства расщепляющихся материалов

ЗПРМ (Fissile Material Cut-off Treaty, FMCT)

Проблема, решение которой в течение многих лет рассматривается мировым сообществом как важный шаг в направлении ядерного разоружения и дальнейшего укрепления международного режима нераспространения ядерного оружия. 16 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН без голосования, т. е. единодушно, приняла Резолюцию A/RES/48/75L в пользу проведения многосторонних переговоров по «вопросу о недискриминационном и поддающемся эффективному международному контролю договоре о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств». При этом Генеральная Ассамблея обратилась с просьбой к Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) оказывать помощь в рассмотрении мер контроля в отношении такого договора.

На основе этого решения ООН был разработан мандат переговоров для специального комитета Конференции по разоружению, который был сформулирован в докладе посла Дж. Шэннона (Канада) от 24 марта 1995 г. Специальному комитету Конференции по разоружению поручалось «выработать недискриминационный многосторонний и поддающийся международной эффективной проверке договор, запрещающий производство расщепляющихся материалов для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств». На основе этого доклада Конференция по разоружению в августе 1998 г. приняла решение об учреждении такого комитета, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1998 г. Все пять ядерных держав («ядерная пятерка») в совместном заявлении от 28 апреля 1998 г. высказались за скорейшее начало переговоров и выразили приверженность скорейшему достижению договора о ЗПРМ. Однако противоречия между отдельными державами (в частности, расхождения между позициями США и КНР) на Конференции по разоружению до сих пор не позволяют начать переговорный процесс.

Объективную основу для решения проблемы ЗПРМ создает фактическое прекращение производства расщепляющихся материалов в США, Великобритании, России и Франции, которые соответственно в 1992, 1995 и 1996 гг. сделали официальные заявления о прекращении производства плутония для целей ядерного оружия. КНР такого заявления не делала. Ранее Россия и США прекратили наработку высокообогащенного урана (ВОУ). Более того, Россия и США в рамках Соглашения об утилизации плутония (29 августа – 1 сентября 2000 г.) обязались уничтожить по 34 т оружейного плутония; ранее, в рамках Соглашения об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, от 18 февраля 1993 г. (см. Соглашение ВОУ–НОУ), Россия обязалась перевести 500 т ВОУ, извлеченного из ядерных зарядов (см. Ядерный заряд), в низкообогащенный уран (НОУ).

18 мая 2006 г. делегация США в рамках Конференции по разоружению представила проект текста договора о ЗПРМ. Согласно представленному проекту договор запрещает производство плутония и ВОУ сроком на 15 лет, может быть продлен на основе консенсуса, не запрещает производство ВОУ для использования в качестве топлива надводных и подводных судов. Проект был прохладно встречен в первую очередь неядерными государствами, которые, помимо отсутствия запрета на производство ВОУ для целей флота, указывали на отсутствие мер контроля в представленном документе, хотя именно по инициативе администрации У. Клинтона в 1993 г. ООН приняла решение о контролируемом ЗПРМ. Осложняет решение проблемы ЗПРМ и то обстоятельство, что некоторые государства в ходе переговоров будут ставить вопрос о сокращении накопленных запасов ядерных материалов для оружейных целей (Египет, Пакистан и др.).

Ист.: Доклад посла Джералда Шэннона (Канада) о мандате переговоров по заключению Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств (выдержки) // Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 2. М.: ПИР-Центр, 2002. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 336.

Лит.: Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 1. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 318–320.

См. также: Верификация.

И.А. Ахтамзян