Шестой исторический анекдот: русские войска маршируют по Пятой авеню, их приветствуют толпы счастливых нью-йоркцев, перед зданием “Тиффани” развеваются российские флаги… И это – не фейк. Дню России посвящается.
1863 год. В нью-йоркскую бухту входят русские военные корабли “Витязь” и “Варяг”. Там их уже ждет паровой фрегат “Ослябя”. А вот и “Александр Невский”, и “Пересвет”, оба только что отроенные, проходят узким проливом мимо Лонг-Айленда и становятся на якорь на Флашинг-Бэй. В это же время на запад США, в Сан-Франциско, прибывает еще одна российская эскадра.
Русские войска пришли, чтобы поддержать северян и предотвратить возможное вмешательство европейских держав в Гражданскую войну. Проносится слух: у адмирала Лесовского есть запечатанный приказ Александра Второго, который можно вскрыть только в случае войны между Соединенными Штатами и какой-либо из европейских держав. “Запечатанный приказ” – эта фраза на устах у всего Нью-Йорка. Горожан между тем переполняет ликование. “Мы спасены! Русские пришли!” – кричат матери своим детям, и дети запомнят эту фразу на всю свою жизнь. Русские офицеры входят в город. Через док на 23-й улице, маршируют по Пятой авеню. Вторая бригада морской пехоты США встречает их громоподобным ружейно-орудийным салютом. Путь – к городской ратуше. Всё в русских флагах и гербах: и 14-я стрит, и Бродвей, и здание “Тиффани”, и Lord&Taylors… В Ратуше русские офицеры выходят на обзорную трибуну, их приветствуют музыкой. В последующие дни и недели сотни делегаций посещают русские корабли. Общественные деятели Нью-Йорка чуть ли не дерутся за право получить приглашение на торжественные мероприятия на русских боевых кораблях, стоящих в их гавани. Жительницы Нью-Йорка теперь одеты по последней моде: носят пуговицы с мундиров российских офицеров, украшают себя голубыми и белыми лентами в виде Андреевского креста. Генерал Уэдбридж от имени американских военных поднимает такой тост: “Провидение указало, что должно быть два великих полушария, Восточное и Западное. Первое должна олицетворять Россия, а второе – Соединенные Штаты”. Однако биполярный мир случился лишь через столетие, и от него как-то уж слишком веяло холодом. Романтический подъем в двусторонних отношениях случался то и дело, но как-то никогда не закреплялся надолго.