9 сентября в режиме видеоконференции состоялся XIII Саммит стран БРИКС под индийским председательством. Девиз саммита звучал следующим образом: «15-летие БРИКС: пятистороннее сотрудничество стран в интересах обеспечения преемственности, укрепления взаимодействия и принципа консенсуса». Традиционно в рамках саммита обсуждались проблемы по ключевым направлениям сотрудничества стран БРИКС: политике и безопасности, экономике и финансам, культурным и гуманитарным обменам. Была принята XIII Нью-Делийская Декларация БРИКС.
Один из акцентов Декларации – борьба с пандемией COVID-19 и обеспечение недискриминационной политики иммунизации населения развивающихся стран. Конкретных решений по политике вакцинации этом контексте не было принято, страны БРИКС ведут поставки вакцин в основном в двухстороннем порядке. Главы стран лишь отметили важность введения системных мер, облегчающих приобретение вакцины, в частности снятия патентной защиты на вакцины от COVID-19, которое сейчас обсуждается в рамках Всемирной торговой организации.
Конечно же, большой пласт обсуждения касался вопросов мира и безопасности. В продолжение Саммита 2020 в России было уделено много внимания борьбе с терроризмом. Был принят План действий по реализации Контртеррористической стратегии БРИКС, принятой в 2020 году. План действий содержит набор конкретных мер по сотрудничеству в борьбе с терроризмом и радикализацией населения, в том числе в цифровом пространстве; обмену данными; борьбой с финансированием терроризма и т.д. План действий является одним из ключевых итогов председательства Индии в БРИКС в 2021 году.
Одним из основных принципов Стратегии и политической повестки БРИКС в целом является нерушимость национального суверенитета и невмешательство во внутренние дела. Главы стран-участниц БРИКС с озабоченностью отметили ситуацию в Афганистане и растущую угрозу терроризма в связи с последними событиями в государстве. Объединение надеется на мирное разрешение всех возможных конфликтов. В том числе отметили необходимость полноправного исполнения Совместного всеобъемлющего плана действий а Иране.
Были также затронуты вопросы нераспространения оружия массового уничтожения. БРИКС подчеркнули важность конвенций о запрещении биологического (1972 г.) и химического оружия (1993 г.). Страны БРИКС настаивают на введении дополнительного юридически обязывающего протокола к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и эффективного верификационного режима по контролю за ее исполнением. Напомним, что среди всех ОМУ только в режиме контроля над биологическим оружием нет никакого верификационного механизма.
Отдельно выделены необходимость мирного сотрудничества в космическом пространстве и запрещение милитаризации космоса. Традиционно для всех международных объединений, в состав которых входят Россия и Китай, БРИКС напомнили международному сообществу о российско-китайском проекте договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
Не обошлось без обсуждения вопросов информационной безопасности, которые стремительно набирают актуальность. У БРИКС уже имеются существующие механизмы в данной сфере: «Дорожная карта» практического сотрудничества стран БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и Рабочая группа БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ.
Интересно отметить, что сентябрь оказался богатым на встречи различных международных организаций и объединений, в частности по вопросам мира и безопасности, в которых в разном составе участвуют и страны БРИКС. 17 сентября состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества, которая в этом году отмечает свое 20-летие, а совсем недавно, 24 сентября, состоялся первый очный саммит QUAD (Четырехстороннего партнерства США, Индии, Австралии и Японии).
Некоторые эксперты оценивают саммит БРИКС как своеобразную «разведку боем» перед встречей лидеров ШОС, ключевыми игроками которой являются Китай и Россия. В Душанбинской Декларации двадцатилетия ШОС, в отличие от БРИКС, рассмотрен более предметно более широкий спектр вопросов мира и безопасности, включая нераспространение ядерного оружия, антинаркотическое сотрудничество, взаимодействие в сфере обороны, борьба с организованной преступностью и т.д. Были предложены на рассмотрение следующие инициативы: «о создании Антинаркотического центра ШОС в городе Душанбе в качестве отдельного постоянно действующего органа (Республика Таджикистан), об учреждении на базе Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в городе Ташкенте Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС (Российская Федерация), о создании Центра информационной безопасности ШОС (Республика Казахстан), об учреждении Центра по противодействию международной организованной преступности в городе Бишкеке (Кыргызская Республика)».
Нельзя оставить без внимания и саммит QUAD, состоявшийся 24 сентября в Белом доме. По большей части саммит касался расширения экономического и межчеловеческого сотрудничества для укрепления связей между странами. Не осталась без внимания и политика вакцинирования – страны готовы пожертвовать 1,2 млрд доз вакцины нуждающимся странам. Также стоит отметить сотрудничество в сфере новейших технологий, по которому было согласовано наибольшее количество инициатив: создание Контактных групп по техническим стандартам; запуск инициативы по созданию цепочки поставок полупроводников; отраслевой диалог на 1,5 треке по развертыванию открытой сети радиодоступа, координируемый Коалицией по политике открытого радиодоступа.
Интересно развитие сотрудничества четверки в космическом пространстве. Страны согласились впервые начать космическое сотрудничество с новой рабочей группой. В частности, будет производиться обмен спутниковыми данными, ориентированными на мониторинг и адаптацию к изменению климата, обеспечение готовности к стихийным бедствиям и реагирование на вызовы в общих областях. Акцентируется внимание на том, что данные будут носить только мирный характер, но, как говорится, никто этого никогда точно не узнает.
Резюмируя, стоит отметить, что, в сравнении с первым десятилетием существования группировки, БРИКС сейчас больше работает на повышение качества созданных механизмов, а не создание новых, несмотря на взгляды «в разные стороны» отдельных стран-участниц. Уже активно развиваются такие крупные проекты как Новый банк развития, расширяется сотрудничество в сфере энергетики и т.д., что требует осмысленного развития. Принятие Плана действий является серьезным шагом в борьбе с транснациональной угрозой терроризма, и сейчас БРИКС необходимо двигаться вглубь, а не вширь. Друзья могут быт разными, иметь свои привлекательные черты, но 15-летнее сотрудничества уже не так легко дискредитировать.