Единый проект резолюции, внесённый Россией и США в Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН, открывает новый этап глобальной дискуссии об информационно-коммуникационных технологиях в контексте международной безопасности. Его основные черты — восстановление консенсуса, расширение круга участников, а также ожидание конкретного вклада в преодоление киберугроз.
Соперничество двух форматов
Предыдущий этап — 2018–2021 гг. — характеризовался наличием двух параллельных переговорных форматов в ООН: Группы правительственных экспертов (ГПЭ) и Рабочей группы открытого состава (РГОС). Эти две группы были созданы согласно двум конкурирующим резолюциям. Новый созыв ГПЭ, формата, в котором вопросы информационной безопасности обсуждались с 2000-х гг., предлагали США и их союзники. Россия же при поддержке единомышленников выступали за создание РГОС — нового формата, открытого для участия всех членов ООН.
Хотя сторонники каждого из документов голосовали против проектов друг друга, обе резолюции были приняты. Более того, представители обеих сторон приняли активное участие и в РГОС, и в ГПЭ.
Несмотря на сохранение соперничества во время работы двух групп и на сложности, вызванные пандемией, прошедшей весной оба процесса завершились успехом. В марте консенсусный доклад приняла РГОС, а в мае — ГПЭ. Благодаря этому международному сообществу удалось, во-первых, переподтвердить в широком составе приверженность ранее достигнутым в ООН договорённостям, в том числе своду добровольных норм, правил и принципов поведения в киберпространстве, а во-вторых, углубить понимание этих норм, трактовок международного права, механизмов сотрудничества.
Сложносоставной проект
Символизм нового проекта резолюции, внесённого в Первый комитет 8 октября, зафиксирован уже в его названии. Оно составлено путём сложения названий традиционных российских резолюций (первая из которых была внесена в Генассамблею в 1998 г.) и конкурирующих американских резолюций, которые принимались с 2018 г.: «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности и поощрение ответственного поведения государств в сфере применения информационно-коммуникационных технологий».
За этим громоздким названием стоит компромисс, достигнутый между российскими и американскими дипломатами, и позволивший собрать воедино раздвоившуюся в 2018 г. повестку переговоров по информационной безопасности.
В преамбуле проекта отражены общие представления и озабоченности стран о роли ИКТ в современном мире. Также подтверждена важность добровольных норм для снижения рисков для международного мира, безопасности и стабильности и формирования стандартов ответственного поведения государств. При этом отмечается, что в силу уникальных особенностей ИКТ со временем могут быть разработаны дополнительные нормы, в том числе и имеющие обязательную силу. Этот пункт — пример компромисса между сторонниками имплементации существующих договорённостей и теми государствами (включая Россию), которые считают необходимым выработку юридически обязательных документов для регулирования ИКТ.
Главное в резолютивной части проекта — это однозначная поддержка новой Рабочей группы открытого состава на 2021–2025 гг. Важное значение этого пункта легко понять, вспомнив, что год назад в Первом комитете против проект резолюции о создании новой РГОС на пятилетний срок проголосовали 50 стран, включая США. Теперь же, если резолюция будет принята, РГОС превратится в единственный общепринятый формат переговоров по кибербезопасности в ООН. Кроме того, в резолютивной части приветствуются достижения РГОС и ГПЭ, на которые в дальнейшем должны ориентироваться государства.
Оправдать ожидания
Помимо России и США коспонсорами нового проекта стали ещё 53 страны. Среди них как американские союзники, такие как Австралия, Великобритания, Германия, Франция и Япония, так большое число государств из Африки, Латинской Америки, Азии. В числе коспонсоров пока нет Китая и большинства других участников ШОС (кроме Узбекистана), а также российских союзников по ОДКБ, однако они, вероятно, могут поддержать проект резолюции до голосования в Первом комитете.
Такая широкая поддержка стала возможна благодаря достижению взаимопонимания между Россией и США, двумя лидерами в части выработки норм, касающихся информационной безопасности. Как отмечает «Коммерсантъ», разработка совместной резолюции во многом стала возможна благодаря возобновлению российско-американского взаимодействия в сфере кибербезопасности после июньского саммита в Женеве. Преодоление разногласий в ООН можно записать в число первых результатов перезапуска диалога между Москвой и Вашингтоном наряду с активизацией обмена информацией между правоохранительными органами двух стран.
Конструктивное начало нового этапа переговоров в ООН задаёт высокую планку в плане ожиданий от работы РГОС. Многие страны ждут от переговорного процесса более практической отдачи и реального вклада в обеспечение их безопасности в информационном пространстве. Франция, Египет и ещё около 50 стран предлагают (пока на уровне заявления, а не проекта резолюции) запустить Программу действий в поддержку ответственного поведения государств в киберпространстве — не ограниченного по времени процесса, ориентированного на имплементацию договорённостей. Доклады, на которые будет опираться новая РГОС, содержат конкретные идеи относительно международного сотрудничества в целях укрепления информационной безопасности. В ближайшие годы участникам переговоров предстоит серьёзная работа как в части развития международного регулирования использования ИКТ в контексте международной безопасности, так и над практическими шагами по воплощению общего видения в реальность.