Первая атомная электростанция в Турции, самая большая атомная стройка в мире, первый в истории проект АЭС, реализуемый по модели «строй-владей-эксплуатируй» (Build-Own-Operate), крупнейшая частная инвестиция в атомную энергетику за последние десятилетия. Также, как отдельно отметил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачёв, это единственный в мире проект по сооружению АЭС, которым руководит женщина, Анастасия Зотеева[1]. Всё это характеризует особенный в своём роде российско-турецкий проект атомной электростанции «Аккую».
История российско-турецкого сотрудничества в атомной энергетике
Российско-турецкое сотрудничество в сфере атомной энергетики имеет достаточно долгую историю. В начале 1970-х гг. после того, как Турция впервые заявила о своих планах развития атомной энергетики, советские специалисты были приглашены для проведения исследовании площадки под строительство АЭС на побережье Средиземного моря в турецкой провинции Мерсин близ города Аккую («белый колодец» с турецкого)[2]. Надзорные органы Турции в 1976 году даже выдали СССР лицензию на строительство станции, но из-за проблем с финансами и экологами первый проект с АЭС в Аккую был заморожен.
Важность строительства АЭС в Турции вызвана тем фактом, что эта страна не имеет собственных углеводородных ресурсов, из-за чего ей приходится импортировать свыше 90% газа и нефти и закупать 72% потребляемой энергии[3]. Не удивительно, что на фоне растущей динамики потребления электроэнергии, правительство Реджепа Эрдогана в 2000-е гг. вернулось к идее строительства АЭС, решив сделать ставку на развитие атомной энергетики. «Возведение атомной электростанции является стратегическим шагом на пути к обеспечению безопасности энергоснабжения Турции», – как заявил сам турецкий лидер[4]. Тендер на первую турецкую атомную станцию был объявлен в марте 2008 г., но уже в ноябре 2009 г. был отменен. Тогда же Турция предложила России провести двусторонние переговоры о возведении АЭС. На фоне глобального экономического кризиса в 2008 г. многие компании мира попросту отказались подавать свои предложения в конкурсной процедуре по АЭС «Аккую». В 2013 г. были также безуспешные попытки правительства Турции начать переговоры с японской Mitsubishi Heavy Industry и французской компанией Areva о строительстве второй атомной электростанции в районе Синоп[5]. Но российская сторона решила взяться за этот проект. Выбор места строительства первого блока АЭС вновь пал на турецкую провинцию Мерсин близ одноименного города на средиземноморское побережье.
Для России это отличный шанс укрепить и расширить своё участие в атомной энергетике на фоне большой конкуренции в этом высокотехнологичном бизнесе. К традиционным американским, немецким, французским, японским компаниям также добавились Южная Корея и Китай, которые сейчас активно борются за рынки в Южной Америке, Европе, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. И если прецедент с АЭС «Аккую» в итоге окажется успешным, то к России могут обратиться и другие страны, выражающие интерес к атомной энергетике[6]. Для «Росатома» проект турецкой АЭС является уже восьмым зарубежным проектом, всего в портфолио госкорпорации – 36 строящихся энергоблоков[7].
Вторая попытка строительства АЭС «Аккую»
Официально проект в Аккую был запущен 12 мая 2010 г., когда было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации АЭС, предусматривающий строительство российском «Росатомом» 4 энергоблоков на средиземном побережье Турции. Однако с самого начала возникли трудности в части реализации проекта. По статье 5 Соглашения от 12 мая 2010 г. Россия должна была учредить проектную компанию, которая взяла бы на себя все обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, вводу и выводу станции из эксплуатации, в течение трёх месяцев с даты подписания, то есть до сентября этого года[8]. Но российской стороне удалось открыть АО «Аккую Нуклеар» на территории Турции лишь к концу года, 13 декабря 2010 г. Факт непредвиденной задержки уже на самом начальном этапе говорит о том, настолько тяжело шёл прогресс в строительстве АЭС. 26 мая 2011 г. начались полномасштабные инженерные изыскания на площадке будущей АЭС. В апреле 2015 г. состоялась закладка «камня» на место будущего строительства гидротехнических сооружений АЭС, а 24 ноября 2015 г. турецкие ВВС сбивают российский истребитель Су-24. Данные действия Турции вызвали резко негативную реакцию России и привели к значительному ухудшению российско-турецких отношений, а проект строительства АЭС «Аккую» был фактически заморожен («Росатом» вывел все средства из данного проекта). Однако вскоре после нормализации отношений Анкары и Москвы страны вернулись к реализации совместных проектов в сфере энергетики. Но и здесь вновь возникли очередные трудности – турецкое законодательство запретило строить промышленные объекты вблизи оливковых рощ. Агентство по атомной энергетике Турции выдало лицензию на строительство первого блока «Аккую» лишь в ночь на 3 апреля 2018 года, в день, когда президенты Турции Реджеп Эрдоган и России Владимир Путин в ходе совместной церемонии в Анкаре по видеосвязи дали начало строительству АЭС[9].
Проект АЭС «Аккую» предусматривает четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 по российской технологии «АЭС-2006» (проект нового поколения «3+» с улучшенными технико-экономическими показателями) с суммарной мощностью 4800 мегаватт. На финальной стадии АЭС будет производить 35 миллиардов киловатт-часов электричества, что должно быть достаточно для обеспечивания потребностей такого крупнейшего города Турции как Стамбул с населением более 15 миллиона человек. Ожидается, что АЭС «Аккую» покроет 8-10% потребностей Турции в энергии на протяжении не менее 60 лет[10]. Как высказался гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев: «Это действительно самый масштабный проект в энергетике в Восточном Средиземноморье за последние 20 лет так точно». На данный момент над строительством АЭС работают 8000 человек, из которых 80% являются граждане Турции[11].
Строительство первого блока АЭС началось в 2018 и завершится в апреле 2023 г. (к 100-летию Турецкой Республики), второй блок – 2020-2024 гг., третий – 2021-2025, а последний четвёртый блок ещё не начали строить, но по плану он должен быть введён в эксплуатацию в апреле 2026 г.[12]
Как уже было сказано выше, данный проект реализуется по модели «строй-владей-эксплуатируй» (BOO), которая до сих пор не применялась в мире при строительстве АЭС. Так, по условиям данной модели, российская сторона является не только строителем, но и инвестором, и владельцем будущей АЭС. Она полностью берёт на себя обязательства по строительству, вводу и эксплуатации АЭС, а турецкая сторона гарантирует закупку электроэнергии. Почему же была использована именно эта модель? По мнению экспертов, для Турции эта схема позволяет избежать проблем с дефицитом финансирования и недостатка опыта эксплуатации подобных объектов. На начальном этапе 99% акции проектной компании «Аккую нуклеар» принадлежит дочерним структурам «Росатома». В дальнейшем возможно будет принято решение о продаже инвесторам до 49% доли компании, но не менее 51% должно оставаться у российской стороны[13].
Ни одна корпорация мира до этого не бралась инвестировать $22 млрд в строительство АЭС с тем, чтобы потом, после завершения многолетнего строительства, зарабатывать 60 лет на продаже электроэнергии.
Помимо этого, российско-турецкое соглашение предусматривает привлечение турецких специалистов к участию в эксплуатации АЭС. На данный момент 143 турецких студентов, получивших образование на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ в Москве и в Санкт-Петербургском политехническом университета, уже работают в составе эксплуатационного персонала АЭС «Аккую»[14]. Планируется привлечение до 300 турецких специалистов, обученных в российских университетах, к работе в данной АЭС.
Проблемы вокруг Аккую
Практически все риски в данном проекте несёт именно российская сторона. Обычно инвесторы атомной энергетики просят от правительства гарантию покупки электроэнергии по определенной цене и конкретных объемах, для того чтобы обеспечить возврат инвестиций на вложенный капитал, но в случае с «Аккую» полных гарантий нету. По условиям двустороннего соглашения, турецкая сторона гарантирует покупку лишь 70% с первых двух блоков и 30% с третьего и четвёртого блока в течение первых 15 лет по фиксированному тарифу в $12,35 цента за киловатт-чат[15]. Это выгодная цена, но при этом не учитывается инфляция (инфляция доллара на мировом рынке за последнее десятилетие доходила до 7-10% в год), роста цен, изменения курсов валют и другие финансовые изменения, а также сохраняется неопределённость с той частью, которая остаётся вне условия соглашения. Всё финансовое бремя ложится на плечи российских компании, а привлечь местных и международных инвесторов в проект АЭС «Аккую» до сих пор не удалось. «Росатому» пришлось, в том числе, брать дополнительные кредиты в «Совкомбанке» на сумму $300 млн на срок до 7 лет[16]. А на фоне обесценивающейся турецкой валюты риски для российской стороны возрастают ещё больше. По итогу, это может серьезно осложнить процесс возврата инвестиции в будущем.
По условиям соглашения, физическая защита АЭС включена в зону совместной ответственности России и Турции[17], и вопросы безопасности также создают некоторые риски в данном проекте. В Турции периодически случаются террористические акты, имеющие разнообразные корни: этнические (курды и РПК), религиозные (исламские фундаменталисты) и националистические (пантюркские). Турция также входит в двадцатку стран с наибольшим количеством терактов в мире, находясь между ЦАР и Колумбией[18]. И нет абсолютных гарантий, что какие-нибудь террористы-смертники из «Рабочей партии Курдистана» не захотят нанести вред Турции, взорвав её атомную электростанцию.
Недовольство турецкой стороны может вызвать незначительный объем передачи ядерных технологий. Соглашение по «Аккую» не предусматривает их трансфера, хотя Турция всё ещё пытается убедить Россию поделиться секретами. Переговоры турок по строительству второго блока АЭС в Синопе, которые велись с Францией, Южной Кореей и Японией, завершились неудачей, в том числе и из-за нежелания подрядчиков предоставить эти технологии. Как высказался Сарман Генчай, сотрудник Института атомной энергии при университете Стамбула, ни одна страна не должна приступать к строительству АЭС, пока она не посвящена в детали технологического процесса. «Будущее проекта «Аккую» зависит от наших российских друзей, которые владеют всеми ноу-хау. Мы можем только надеяться, что все пойдет гладко, потому что если реализация проекта остановится, то расходы лягут на страну-заказчика», – заявил Сарман Генчай[19].
Определённую обеспокоенность проект турецкой АЭС вызывает у экологов, особенно в соседних Греции и Кипре. Министр иностранных дел Греции Никос Дендиас в телефонном разговоре с госсекретарем США Энтони Блинкеном заявил даже, что Аккую может стать «новым Чернобылем в Восточном Средиземноморье»[20]. В первую очередь, эти недовольства греческой стороны связаны с нежеланием Анкары делиться информацией о строящийся атомной станции. Также, греки опасаются, что после того, как в Турции будет запущена АЭС, у Анкары может возникнуть желание разработать собственное ЯО[21]. Учитывая возрастающие амбиции президента Турции Эрдогана с его стремлением примкнуть к пятёрке ядерных держав, а также разработку урана в турецкой провинции Йозгат[22] наряду с дипломатическими инициативами в богатых урановыми месторождениями Нигере и Чаде, нельзя игнорировать и эти опасения[23], но для таких случаев и существует режим нераспространения ЯО и, в частности, МАГАТЭ, которое сможет дать более объективную и профессиональную оценку деятельности Турции в данной сфере.
Ну и наконец, политические риски и сложности российско-турецких отношений могут внести свои коррективы как это произошло в 2015 г. со сбитым российским самолётом, когда проект АЭС был заморожен на несколько лет. Геополитические интересы двух стран сейчас активно пересекаются в Сирии, Ливии, Закавказье и Украине. Пока удаётся договариваться и находить компромиссы, но что произойдёт, если в отношениях двух стран вновь возникнут серьёзные проблемы?
Итак, АЭС «Аккую» – уникальный, долгосрочный и крайне сложный проект, несущий для сторон как большие возможности, так и серьёзные риски. Не превратится ли он в долгострой за огромные деньги российского бюджета? АЭС также свяжет Россию и Турцию на ближайшие десятилетия (расчетный срок службы атомной электростанции – 60 лет с возможностью продления ещё на 20 лет), как в экономической, социальной, так и научной сфере. Это достаточно длительный срок для нынешнего турбулентного времени и постоянно бурлящего событиями региона. Удастся ли Турции и России совмещать свои амбиции и активную внешнюю политику, при этом не скатившись в открытую конфронтацию, покажет время. Но в крайнем случае, первыми под удар попадут совместные российско-турецкие проекты, в том числе и первая АЭС Турции.
[1] Путин и Эрдоган дали старт очередному этапу крупнейшего атомного проекта. Вести.ру. URL: https://www.vesti.ru/article/2534725
[2] АЭС “Аккую”. Досье. ТАСС. URL: https://tass.ru/info/4799868
[3] Энергетика Турции: “Росатом” против “Газпрома”. Deutsche Welle. URL: https://p.dw.com/p/18bFb
[4] Кому выгоден проект “Аккую”. ИнфоШОС. URL: http://infoshos.ru/ru/?idn=26945
[5] Are Turkey’s nuclear power ambitions a threat to regional safety? Ekathimerini-com. URL: https://www.ekathimerini.com/in-depth/analysis/1156931/are-turkey-s-nuclear-power-ambitions-a-threat-to-regional-safety/
[6] Атомная станция свяжет Россию и Турцию на 100 лет. Газета «Взгляд». URL: https://vz.ru/economy/2021/3/12/1088808.html
[7] Сооружение АЭС за рубежом. Официальный сайт «Росатом». URL: https://www.rosenergoatom.ru/stations_projects/perspektivy-sooruzheniya-rossiyskikh-aes-za-rubezhom/
[8] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке “Аккую” в Турецкой Республике. URL: https://docs.cntd.ru/document/902258012
[9] Эрдоган и Путин запустили строительство АЭС «Аккую» в Турции. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/03/04/2018/5ac387ee9a79472a4f288a66
[10] Аккую. Официальный сайт. URL: http://rusatom-energy.ru/projects/akkuyu/
[11] Akkuyu construction to be completed by 2026, says project CEO. World Nuclear News. URL: https://www.world-nuclear-news.org/Articles/Akkuyu-fully-operational-by-2026,-says-project
[12] Там же
[13] Аккую. Официальный сайт. URL: http://rusatom-energy.ru/projects/akkuyu/
[14] Akkuyu construction to be completed by 2026, says project CEO. World Nuclear News. URL: https://www.world-nuclear-news.org/Articles/Akkuyu-fully-operational-by-2026,-says-project
[15] Бюджет помог турецкой энергетике. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2371227
[16] Совкомбанк предоставит кредит для финансирования проекта Аккую. Официальный сайт банка. URL: https://sovcombank.ru/articles/novosti-kompanii/sovkombank-predostavit-kredit-dlya-finansirovaniya-proekta-akkuyu
[17] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке “Аккую” в Турецкой Республике. URL: https://docs.cntd.ru/document/902258012
[18] Global terrorism index 2020 by Institute for Economics & Peace. URL: https://www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf
[19] Турция в энергетике станет зависимой от России? Deutsche Welle. URL: https://dw.com/p/2vTmp
[20] Dendias says Turkey’s Russian-built Akkuyu nuclear power plant could be a new “Chernobyl”. Greek City Times. URL: https://greekcitytimes.com/2021/03/14/dendias-akkuyu-chernobyl/
[21] Are Turkey’s nuclear power ambitions a threat to regional safety? Ekathimerini-com. URL: https://www.ekathimerini.com/in-depth/analysis/1156931/are-turkey-s-nuclear-power-ambitions-a-threat-to-regional-safety/
[22] Кому выгоден проект “Аккую”. ИнфоШОС. URL: http://infoshos.ru/ru/?idn=26945
[23] Эрдоган считает неприемлемым, что Турция не может иметь ядерное оружие. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20190905/1558339743.html