Бразилия, AUKUS и режим ядерного нераспространения: в одной лодке?

19 октября 2023

4 октября 2023 г. Бразилия приступила к строительству собственной атомной подводной лодки (АПЛ) «Альваро Альберто». Полувековая история этого бразильского проекта, согласно плану, должна завершиться к 2035 г., когда АПЛ примут в состав ВМФ. В случае успеха Бразилия планирует построить до 6 атомных подлодок в сотрудничестве с французской Naval Group.

По оптимистичным оценкам постройка АПЛ должна завершиться в 2029 г., в то время как Австралия должна получить от США АПЛ класса «Вирджиния» в начале 2030-х гг. Таким образом, Бразилия может стать первым государством, не обладающим ядерным оружием (НЯОГ), но с собственной АПЛ. Оставляя за скобками технические характеристики будущей АПЛ, обратимся к возможному влиянию бразильской программы АПЛ на режим ядерного нераспространения.

Формально Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) не запрещает НЯОГ создание технологий с использованием расщепляющихся материалов в мирных целях и невоенной ядерной деятельности. Основы правовой деятельности МАГАТЭ содержат п. 14, согласно которому топливо, используемое в энергетической силовой установке для АПЛ, можно вывести из-под гарантий Агентства. Член Экспертного совета ПИР-Центра, бразильский дипломат Сержио Дуарте отмечает, что бразильская программа АПЛ полностью соответствует нормам международного права: ДНЯО, Договору Тлателолко и четырехстороннему соглашению между Аргентиной, Бразилией, Бразильско-аргентинским агентством по учету и контролю ядерных материалов (La Agencia Brasileño-Argentina de Contabilidad y Control de Materiales Nucleares, ABACC) и МАГАТЭ. Кроме того, эксперт отмечает, что латиноамериканские участники Договора Тлателолко неоднократно обращались к ядерным державам, подписавшим Протоколы I и II, с просьбой пересмотреть свои оговорки и интерпретирующие заявления с целью обеспечения отсутствия ядерного оружия в зоне применения Договора.

Власти обосновывают необходимость создания АПЛ наличием обширной береговой линии, которая имеет жизненно важное экономическое значение. В исключительной экономической зоне Бразилии («Amazônia Azul») площадью около 4.5 млн км² сосредоточены основные месторождения добычи углеводородов и расположены важнейшие торговые пути. Создание АПЛ также рассматривается, как драйвер для экономики страны, поскольку предприятия обеспечивают рабочими местами тысячи граждан. Наконец, немаловажно, как отмечает Тогжан Касенова, что бразильская программа АПЛ легитимизирует национальную ядерную программу страны[1].

Бразильская ядерная программа достаточно развита. Страна обладает технологиями полного ядерного топливного цикла (ЯТЦ), осуществляет добычу урана и имеет разработку центрифужного обогащения, созданную в рамках ответственности ВМС страны[2]. Военно-морской флот является единственным владельцем технологий обогащения урана в стране, что обусловливает интерес к строительству АПЛ. Несмотря на то, что добыча ядерных материалов производится с 1940-х гг., Бразилия объявила о соблюдении Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне лишь в 1994 г. и подписала ДНЯО в 1998 г[3]. Бразильская программа также контролируется Бразильско-аргентинским агентством по учету и контролю ядерных материалов[4]. В рамках ABACC заключены четырехсторонние соглашения между МАГАТЭ и ABACC, Аргентиной и Бразилией, которые описывают использование ядерного топлива для военно-морских двигательных установок, как невоенную ядерную деятельность, что соответствует п. 14 устава МАГАТЭ. По Соглашению от 13 декабря 1991 г. между Аргентинской Республикой, Федеративной Республикой Бразилия, Бразильско-Аргентинским агентством по учету и контролю ядерных материалов и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий[5], гарантии распространяются на весь ядерный топливный цикл до момента его реального использования для приведения в движение подводной лодки.. В 2022 г. МАГАТЭ и Бразилия вступили в переговоры для разработки специальных процедур по контролю за ядерным материалом, используемым в морских реакторах.

Эксперт из Бразилии Ана Ливия Эстевес отмечает: «На протяжении десятилетий страна занимала привилегированное положение в переговорах с МАГАТЭ, поскольку о собственной программе АПЛ в Бразилии заговорили еще в середине прошлого столетия. В 2022 г. Бразилия официально обратилась в Секретариат МАГАТЭ с предложением обсудить возможность использования ядерного материала для своей будущей подводной лодки и представила рамочный документ, в котором изложила видение механизма инспекций ядерного топлива, используемого в АПЛ. Австралийский прецедент в этом смысле может оттеснить Бразилию, которая будет вынуждена руководствоваться нормами, заданными Австралией. Опасения эти усиливаются ввиду того, что Австралия заручилась поддержкой двух ядерных держав — США и Великобритании. К примеру, для Бразилии остро стоит вопрос об инспекциях объектов, связанных с производством технологий для АПЛ, в то время как Австралия получает АПЛ «из коробки» и ее вопрос о «чувствительных» технологиях заботит гораздо меньше. Участие АВАСС в переговорном процессе с МАГАТЭ абсолютно необходимо и желательно для Бразилии, поскольку позволяет уравновесить баланс сил с блоком AUKUS».

Таким образом, мы можем утверждать, что достижение консенсуса в рамках переговоров Бразилии с МАГАТЭ осложняется, во-первых, чувствительным характером технологий, связанных со строительством АПЛ. Во-вторых, внешними факторами. Так, прецедент AUKUS, в рамках которого США собираются передать АПЛ, способные нести ядерные ракеты на борту, государству, которое не обладает технологией полного ЯТЦ и не имеет технологий создания ракет, вызвал бурную реакцию у стран-членов ДНЯО. Как отмечают Россия и Китай, речь идет фактически о передаче сотен тонн ядерных материалов. В Бразилии опасаются, что страны AUKUS добьются признания собственных условий верификации, которые могут навредить их ядерной программе. Вызывает опасения и общий подход стран Запада к проблеме, который изначально нацелен на имплементацию логики двойных стандартов.

В целом же в экспертной среде полагают, что необходимо добиваться единого подхода к трактовке п. 14 Устава МАГАТАЭ о «невоенной ядерной деятельности» и разработать четкие критерии такой активности. И бразильский сценарий может задать этот стандарт. Ана Ливия Эстевес отмечает: «Создание бразильского атомного подводного флота будет способствовать обеспечению безъядерного статуса Южной Атлантики, поскольку наконец получит возможность контролировать свою исключительную экономическую зону». Австралийский прецедент, напротив, потенциально несет в себе большую угрозу применения ядерного оружия, поскольку главным соперником AUKUS является Китай[6]. Фактически, в рамках проекта Австралия жертвует своим суверенитетом в пользу американских интересов. В последующем нет гарантий, что американская сторона не станет устанавливать на переданные Австралии АПЛ ракеты с ядерной боеголовкой, учитывая алармистский настрой в отношении развития китайского флота и увеличения ядерного арсенала Поднебесной. Бразилия последовательно и четко работала над своей позицией по данному вопросу, и необходимо лишь привести ее предложения к некоему единому стандарту. Для этого следует собрать пул экспертов и детализировать основы гарантий МАГАТЭ, четко изложив, что следует относить к невоенной ядерной деятельности и какие механизмы верификации использовать для всех подобных прецедентов.


[1] Kassenova T. Brazil’s Nuclear Kaleidoscope: An Evolving Identity. Carnegie Endowment for International Peace, 2014. P. 28.

[2] Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире. Доклад. Издание 2-е (исправленное и дополненное) / Ред. В.А. Орлов, С.Д. Семенов. М.: ПИР-Пресс, 2023. C. 181-192. URL: https://pircenter.org/wp-content/uploads/2023/01/23-01-26-NINE-2nd-edition.pdf (accessed: 15.08.2023).

[3] Brazil // OPANAL. URL: https://www.opanal.org/en/brazil/ (accessed: 15.08.2023).

[4] La Agencia Brasileño-Argentina de Contabilidad y Control de Materiales Nucleares // ABACC. URL: https://www.abacc.org.br/es/a-abacc/sobre (accessed: 15.08.2023).

[5] Соглашение от 13 декабря 1991 года между Аргентинской Республикой, Федеративной Республикой Бразилия, Бразильско-Аргентинским агентством по учету и контролю ядерных материалов и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий // МАГАТЭ. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.iaea.org/sites/default/files/infcirc435.pdf (accessed: 15.08.2023).

[6] Подробнее см. Ladanov V. AUKUS and Australia’s Defence Strategy / Ed. Elena Karnaukhova, Leonid Tsukanov. M.: PIR Press, 2023. – 17 p. URL: https://pircenter.org/wp-content/uploads/2023/07/SI-INT-3-37-Ladanov.pdf (accessed: 25.08.2023).

Ключевые слова: Ядерное нераспространение; Глобальная безопасность; Латинская Америка

NPR/NPT