Дайджест новостей по иранской ядерной программе 06.07.20-13.07.2020
// Iran nuclear program set back months; bomb used, official says. The New York Times. July 5, 2020.
Иран признал, что взрыв и последующий пожар в Натанзе, одном из главных ядерных объектов Ирана, может замедлить производство передовых центрифуг, которое Израиль и США воспринимают как угрозу. Так, Майк Помпео, госсекретарь США, сообщил, что использование подобных центрифуг могло бы ускорить обогащение урана в 50 раз.
Ядерные объекты в Натанзе подвергаются атаке не впервые. В 2007 году на Натанз была совершена кибератака под кодовым названием “Олимпийские игры” с использованием вируса Stuxnet. Предположительно за кибератакой стояли Израиль и США.
Израиль запустил в космос разведывательный спутник Ofek 16, целью которого станет наблюдение за ядерной деятельностью Ирана.
Министр обороны Израиля Бени Ганц заявил, что запуск спутника Ofek 16 – огромный успех и назвал превосходство Израиля в области новых технологий и разведки краеугольным камнем безопасности государства. Израиль является одним из 13 государств, обладающих технологией запуска спутников.
В 2006 году Моссад (политическая разведка Израиля) получил официальное распоряжение правительства возглавлять борьбу с иранской ядерной программой. Не случайно также решение Нетаньяху оставить на посту директора Моссада Йоси Коэна до июня 2021 года. Важно не само решение, как пишет El mundo, а время его принятия.
Иран наращивает запасы урана в нарушение СВПД. МАГАТЭ оценивает запасы урана, обогащенного до 5%, в 1571 кг, при этом по СВПД Ирану разрешены запасы до 202 кг обогащенного до 3,67% урана. По сравнению с мартом этого года, запасы НОУ выросли на 570 кг.
Из 1571 кг низкообогащенного урана 1088 кг имеют процент обогащения от 3,67% до 4,5%. По оценкам экспертов, такого количества урана достаточно, чтобы за 3-4 месяца Иран смог получить материал для изготовления одной бомбы.
Иран угрожает восстановить работу реактора Арак, с помощью которого он мог бы производить количество плутония, достаточное для двух единиц ядерного оружия в год.
Иран также неоднократно угрожал повысить процент обогащения урана до 20%, если все стороны СВПД не будут добросовестно соблюдать обязательства и не снимут антииранские санкции.
Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, призывающую Тегеран сотрудничать с МАГАТЭ в расследованиях по двум объектам.
Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф назвал «евротройку», поддержавшую резолюцию, «неспособной противостоять американскому давлению». Он также заявил, что Ирану нечего скрывать и что взаимодействие с МАГАТЭ было возможным, но принятая резолюция уничтожила такую возможность.
240 из 290 членов иранского парламента, меджлиса, подписали заявление о том, что резолюция - излишняя мера, и Ирану следует приостановить выполнение Дополнительного протокола (договор с МАГАТЭ от 2003 года, который Иран выполнял на добровольной основе).
Представители России и Китая, двух стран, не поддержавших резолюцию, заявили, что у МАГАТЭ недостаточно доказательств нелегальной деятельности Ирана, а также выразили опасение, что подобная резолюция подрывает СВПД.
Вашингтон назвал выбор Москвы и Пекина «безответственным».
// Iran explosions: officials deny reports of fresh blast. BBC news. July 10, 2020.
Иран опроверг сообщения о взрывах рано утром в пятницу в двух городах рядом с Тегераном (Gamradeh, где находится гарнизон Корпуса Стражей Исламской Революции, и Shahr-e Qods).
По заявлению мэра одного из этих городов, произошли пяти- шестиминутные перебои с электричеством. Однако местные жители сообщали о звуках, подобных миномету или зенитным орудиям.
Иран обвинил западные СМИ в распространении фейковых новостей с целью разжигания информационно-психологической кампании против Ирана.
Иран также не подтвердил иностранное вмешательство в произошедший ранее взрыв в Натанзе.
Министр иностранных дел Израиля Габи Ашкенази заявил: «Лучше не упоминать о наших действиях в Израиле», повторив, что долгосрочным приоритетом израильской политики является сдерживание ядерной программы Ирана.
Вслед за взрывом в Натанзе спикер правительства Ирана Али Рабиа заявил, что иранская ядерная программа не будет приостановлена даже под влиянием боевых действий врагов.
С конца июня произошло несколько пожаров и взрывов на ядерных объектах и важных объектах инфраструктуры в Иране (даты и места инцидентов указаны на карте The Economist):
Как минимум, ответственность за часть инцидентов, по мнению экспертов The Economist, лежит на Израиле, годами ведущего «вялотекущую войну» против Ирана (кибератака с использованием Stuxnet, предположительные убийства иранский ядерных ученых).
Биньямин Нетаньяху стремится снова привлечь внимание к Ирану, нарушающему СВПД. Премьер-министр Израиля дает себе отчет о возможной смене политической линии США с приходом к власти Джо Байдена, сторонника возвращения США в иранскую ядерную сделку, из которой Дональд Трамп вышел в 2018 году, не предложив адекватной замены.
Если выборы в США не изменят геополитической обстановки, то на смену иранской реформистской верхушке могут прийти сторонники более жесткой линии («hardliners») после ухода с поста президента Рухани следующим летом. Они уже контролируют две ветви власти в Иране: новый спикер парламента и председатель Верховного суда.
Еще один возможный фактор, толкающий Израиль на антииранские действия, – невозможность полномасштабного ответа Ирана в связи с проблемным положением союзников Ирана в регионе.