Сильва Левонян (Silva Levonyan)
Диалог ядерной “пятерки” (‘the P5 Process’) – это проект неформальных встреч постоянных членов Совета Безопасности ООН и по совместительству пяти ядерных государств (ЯГ), инициированный Великобританией в 2009 году. Основными целями данного форума являются обсуждение обязанностей ЯГ в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а также укрепление доверия и взаимной открытости. Несмотря на медленный прогресс и многочисленную критику со стороны государств, не обладающих ядерным оружием, диалог ядерной “пятерки” является уникальной платформой для развития взаимодействия между ЯГ по вопросам снижения ядерных рисков и укрепления стратегической стабильности.
Работу «пятёрки» отличает ее неформальный характер: данный диалог не имеет четкой структуры и официальных процедур, а ритм встреч и их повестки сформировались с течением времени. Однако, впервые за историю существования проекта, в 2019 году на конференции в Пекине, был принят официальный план работы. Согласно плану, диалог пяти ядерных государств проходит в 5 рабочих группах, отвечающих за составление глоссария ключевых ядерных терминов, обсуждение ядерных доктрин, работу по Договору о запрещении производства расщепляющегося материала, подписание Дополнительного протокола к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) и содействие мирному использованию ядерного оружия.
Деятельность рабочих групп
Еще в 2009 году страны-участницы понимали, что в перспективе дискуссии по многостороннему контролю над вооружениями будут затруднены из-за отсутствия общепризнанных определений ключевых ядерных терминов. Первое издание Глоссария ключевых ядерных терминов было представлено на Обзорной конференции ДНЯО в 2015 году. Неядерные государства, впрочем, не увидели в Глоссарии большого прогресса, отметив, что он попросту заимствует термины из существующих соглашений, в том числе из глоссария МАГАТЭ, и не несет в себе какой-то значительной пользы. Ядерная “пятерка” отвергает такие обвинения, утверждая, что данный документ способствуют гармонизации толкований одних и тех же терминов. Учли ли ядерные державы замечания других стран, станет ясно на предстоящей Обзорной конференции ДНЯО, где “пятерка” представит второе издание Глоссария.
Другой долгосрочной целью диалога ядерной “пятерки” является обсуждение существующих ядерных доктрин стран-участниц. Учитывая хронический дефицит доверия в отношениях между ядерными державами, такой диалог может стать эффективным инструментом устранения недопониманий и укрепления международной безопасности. Тем для обсуждения немало. Например, беспокойство США вызывает предполагаемая российская доктрина «эскалации ради де-эскалации», а также возможный отход КНР от политики неприменения ЯО первым.
В рамках диалога ядерной “пятерки” также активно обсуждаются Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ) и Дополнительный протокол к Бангкокскому договору. В то время как российская сторона назвала ДЗПРМ “устаревшим” ввиду существования односторонних мораториев, западные государства по-прежнему считают необходимым наложение полного запрета на производство расщепляющихся материалов для производства оружия. Это в первую очередь обусловлено тем, что западные державы озабочены возможностью возобновления производства расщепляющегося материала для наращивания ядерных сил со стороны КНР. Активная работа продолжается и по подписанию Дополнительного протокола к Бангкокскому договору со стороны ядерных держав. Основная трудность заключается в том, что договор включает в себя континентальные шельфы и исключительные экономические зоны в Южно-Китайском море. Поскольку они четко не определены, остается неясность в отношении сферы охвата договора и обязательств, содержащихся в его протоколе.
Наконец, ядерные державы обязались укреплять сотрудничество в области мирного использования атома и ядерной безопасности. Обсуждения в основном касаются оказания помощи странам третьего мира в использовании ядерной технологии в мирных целях. На будущей Обзорной конференции ДНЯО также будет обсуждаться возможная реформа Программы технического сотрудничества МАГАТЭ, целью которой является увеличение средств для гражданских ядерных программ наименее развитых стран.
Критика формата
Несмотря на то, что сама практика диалога ядерных государств в сложившейся международной обстановке заслуживает похвалы, этот формат сталкивается с рядом вызовов. Во-первых, это, безусловно, ухудшение отношений между Западом и Россией, а также нарастание конфликтности в отношениях между Китаем и США. Во-вторых, стороны продолжают обвинять друг друга в несоблюдении существующих обязательств в области контроля над вооружениями, что неизбежно осложняет переговоры. Помимо этого, сильно критикуется и формат данных встреч. Неядерные державы и многие эксперты считают, что неформальность диалога приводит к тому, что ядерная “пятерка” не придает должного значения данным переговорам. В чем цель данной инициативы, если страны-участницы не приходят к каким-либо важным заключениям и используют данную платформу лишь для “пустых” обсуждений?
И хотя критика в адрес «пятёрки» не лишена оснований, нельзя согласится с утверждениями о том, что ядерные государства заняты бесполезными дискуссиями. В нынешней международной обстановке отсутствие провала – уже успех. Для достижения больших результатов необходимо дополнить диалог ядерной “пятерки” двусторонними консультациями по стратегической стабильности. Кроме того, повышение уровня транспарентности переговоров ядерных держав также могло бы способствовать развитию данного формата и увеличению доверия со стороны неядерных государств. Закрытый характер процесса по обсуждению определенных чувствительных вопросов должен сохраниться, но детальные брифинги для отдельных представителей неядерных держав внесли бы положительный вклад в укрепление понимания между ядерными и неядерными государствами на предстоящей Обзорной конференции ДНЯО 2021 года.
Список источников: