Китай как возрастающая ядерная держава: как усиление страны может повлиять на режим ядерного нераспространения?

Специальный корреспондент отдела международной информации РБК
7 ноября 2023

Китай активно наращивает ядерный потенциал, и это противоречит принципам разоружения. Вместе с тем Пекин настойчиво призывает соблюдать режим нераспространения и, судя по открытой информации, придерживается его сам.

Наращивание ядерного потенциала — ключевые цифры

По оценке Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute – SIPRI), Китай непрерывно наращивает свои военные расходы на протяжении последних 28 лет. В 2022 году Пекин выделил на оборону $292 млрд (1,6% ВВП), что составляет 13% от общемировых трат на оборону. По этому показателю КНР стабильно занимает второе место — вслед за США, чьи военные расходы в прошлом году составили $877 млрд (3,5% ВВП) и 39% от глобального показателя.

В октябре 2022 года XX съезд Коммунистической партии Китая (КПК) на основании 14-го пятилетнего плана (2021-2025) утвердил приоритетные направления военных расходов. В их числе — укрепление военно-промышленной базы страны и продвижение новых военных технологий, включая те, где используется искусственный интеллект.

Пекин не раскрывает данные о том, сколько ядерного оружия (ЯО) находится в его арсенале, как и не уточняет планы по его дальнейшему наращиванию. По информации Бюллетеня ученых-атомщиков, к 2023 году Китай произвел примерно 410 ядерных боеголовок для доставки при помощи баллистических ракет наземного и морского базирования, а также бомбардировщиков. Еще некоторое число боеголовок, предположительно, находится в процессе производства — их планируют установить на ракетах мобильных комплексов и ракетах шахтного базирования.

Пекин значительно продвинулся в строительстве трех новых позиционных районов пусковых шахт для межконтинентальных баллистических ракет (МБР). О них, в частности, в 2021 году сообщила Федерация американских ученых (Federation of American Scientists — FAS) — информацию FAS получила с помощью коммерческой спутниковой съемки. Эти шахты находятся в провинции Ганьсу (расчет на 120 пусковых шахт), в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (расчет на 110 пусковых шахт) и в районе Внутренняя Монголия (в 2021 году началось строительство 16 пусковых шахт) — всего порядка 250 пусковых шахт.

Пентагон ранее предсказывал, что к 2030 году Китай нарастит свой арсенал примерно до 500 боеголовок. Однако Пекин значительно ускорил производство, сообщило американское оборонное ведомство в отчете Конгрессу в 2022 году, а потому можно ожидать, что число боеголовок достигнет 1 тыс. к 2030 году и 1,5 тыс. к 2035-му. Для сравнения, в 2021 году у России было 4,4 тыс., а у США — 3,7 тыс. боеголовок. Пекин эту информацию ни подтвердил, ни опроверг.

КНР придерживается доктрины «ненанесения первого удара» с 1964 года, когда он провел свое первое ядерное испытание. По оценке российских экспертов, «Китай, судя по всему, переходит к несению постоянного полноценного дежурства и готовится к принятию концепции ответно-встречного удара наподобие российской». Сам Пекин неоднократно говорил, что его ядерное оружие — это инструмент сдерживания и что он готов применить его только в случае ядерной атаки по китайской территории. «Китай твердо придерживается ядерной стратегии самообороны и привержен сохранению международной системы ядерного нераспространения, основанной на Договоре о нераспространении ядерного оружия», — заявил глава МИД КНР Цинь Ган 23 мая на встрече с гендиректором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси (цитата по ТАСС).

Зачем это Китаю, и как к этому относятся другие ядерные державы

В экспертном сообществе выделяют следующие причины, почему Китай наращивает свой ядерный потенциал:

— Беспокойство из-за наращивания военного потенциала США. Речь, в частности, идет об американской противоракетной обороне (ПРО) и высокоточном оружии, которые могут подорвать возможность Китая нанести ответный удар в случае ядерной атаки.

— Усиление противоречий с западными странами — в частности, претензии к Пекину по вопросам прав человека, демократических ценностей, верховенства закона и международных норм. Руководство страны считает, что Запад находит предлоги для сдерживания КНР, опасаясь того, что Китай бросит вызов их глобальному доминированию. Полагая, что позиция западных стран — это результат структурных изменений в международной системе, Пекин уверен: единственное решение — консолидировать собственную мощь до тех пор, пока оппоненты не признают, что сила КНР не вызывает сомнений. 

Больше всего негодования развитие китайского ядерного потенциала вызывает у США. Вашингтон настаивал на подключении Китая к Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III, ДСНВ) еще в 2019-2020 годах, когда шли переговоры Москвы и администрации Дональда Трампа о продлении документа. Существование ДСНВ после 2021 года оказалось под угрозой именно из-за китайского вопроса.

Пришедшая в 2021 году администрация Джо Байдена продлила документ без предусловий, однако не перестала настаивать на подключении Китая (хоть и в гораздо более дипломатичной манере, чем администрация Трампа). В американской Стратегии национальной обороны 2022 года сказано: «У КНР как у ядерной страны, подписавшей ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), и как у члена ядерной пятерки также есть ответственность подключиться к переговорам, которые позволят снизить риски просчетов и справиться с нестабильностью в военной сфере».

По ходу полномасштабных боевых действий на Украине ситуация вокруг переговоров о том, что придет на смену ДСНВ в 2026 году, изменилась: если раньше Россия в ответ на требования США подключить к договору Китай отвечала, что это было бы возможно в следующем документе или пакете документов, и при этом впроброс говорила о потенциальном участии Великобритании и Франции, то теперь, с приостановкой ДСНВ, их подключение к сокращению вооружений стало одним из ключевых условий.

У Пекина, Лондона и Парижа следующий контраргумент: их арсеналы гораздо ниже — у Британии 180 боеголовок, у Франции — 290, у Китая — 410. Чтобы сократить свои вооружения, говорят они, нам надо сначала их нарастить до уровней России и США. Китай в этом плане идет самыми скоростными темпами, в планах Британии к середине 2020-х увеличить арсенал до 260 боеголовок; о том, есть ли такие планы у Франции, публично не сообщалось.

Как наращивание арсенала может сказаться на режиме нераспространения

Для начала важно прояснить, что значит нераспространение ядерного оружия. Они прописаны в соответствующем договоре 1968 года:

Ст. I. «Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами».

Ни официальных заявлений, ни утечек, ни обвинений со стороны США в том, что Китай делает что-то из вышеперечисленного — передает, помогает, поощряет или побуждает — в публичном поле не было. Сам Китай, при том, что он избегает конкретики, когда речь заходит о наращивании его арсенала, регулярно и настойчиво говорит о необходимости соблюдать режим нераспространения.

Здесь примечательна реакция Пекина на размещение российского тактического ЯО в Белоруссии. На заседании Совбеза ООН в конце марта 2023 года по этому вопросу зампостпреда КНР Гэн Шуан заявил: Китай придает большое значение статусу ДНЯО; государства, которые обладают ядерным оружием, не должны размещать его за границей, а если это произошло, то это оружие следует оттуда вывести. Учитывая контекст, слова китайского дипломата можно расценить как критику российского решения. В последние годы Москва периодически обвиняла США в том, что, размещая свое ЯО в Европе, они нарушают ДНЯО. Однако, заявляя о размещении, президент России Владимир Путин сказал, что Москва сделает это, «не нарушая своих международных обязательств по нераспространению ядерного оружия».

Но важно здесь посмотреть на вопрос и с другой стороны: что, если растущий ядерный арсенал будет настолько сильно беспокоить неядерные государства, что они захотят обладать собственным ядерным оружием? Из ближайших соседей региона наиболее вероятным кандидатом на ядерный статус представляется Республика Корея. Однако главной угрозой в Сеуле считают не Китай, а ядерную КНДР.

«Китай, хотя и вызывает настороженность у южнокорейских элит, не рассматривается в качестве непосредственной военной угрозы, — пишут эксперты ПИР-Центра в докладе «Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире». Причиной тому — зависимость РК от китайских рынков сбыта, отсутствие у двух стран экзистенциальных противоречий. КНР рассматривается скорее в контексте противостояния с США, так как Сеул не хочет портить отношения ни с одним из своих партнеров». Таким образом, кратко рассмотрев подходы Китая к разоружению и нераспространению, можно сделать вывод: наращивание китайского потенциала может подорвать процесс разоружения, но не режим нераспространения.


1. Trends in World Military Expenditure, 2022 // SIPRI Fact Sheet. April 2023. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2023-04/2304_fs_milex_2022.pdf

2. Outline of the People’s Republic of China 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development and Long-Range Objectives for 2035 // Center for Security and Emerging Technology. May 13, 2021. URL: https://cset.georgetown.edu/publication/china-14th-five-year-plan/

3. Kristensen H., Korda M., Johns E. Nuclear Notebook: Chinese nuclear weapons, 2023 // Bulletin of the Atomic Scientists. March 13, 2023. URL: https://thebulletin.org/premium/2023-03/nuclear-notebook-chinese-nuclear-weapons-2023/

4. 2022 Report on Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China // U.S. Department of Defense. November 29, 2022. URL: https://media.defense.gov/2022/Nov/29/2003122279/-1/-1/1/2022-MILITARY-AND-SECURITY-DEVELOPMENTS-INVOLVING-THE-PEOPLES-REPUBLIC-OF-CHINA.PDF

5. Korda M., Kristensen H. China Is Building A Second Nuclear Missile Silo Field // Federation of American Scientists. July 26, 2021. URL: https://fas.org/publication/china-is-building-a-second-nuclear-missile-silo-field/

6. Черненко Е. Китай подкрался незаметно // Коммерсантъ. 27 июля 2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4919012

7. Китай заявил, что твердо придерживается стратегии самообороны в вопросе ядерных вооружений // ТАСС. 23 мая 2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17822729

8. Zhao T. What’s Driving China’s Nuclear Buildup // Carnegie Endowment for International Peace. August 05, 2021. URL: https://carnegieendowment.org/2021/08/05/what-s-driving-china-s-nuclear-buildup-pub-85106

9. 2022 National Defense Strategy of the United States of America // U.S. Department of Defense. URL: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF

10. Global Britain in a competitive age // The UK Government. March 2021. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/Global_Britain_in_a_Competitive_Age-_the_Integrated_Review_of_Security__Defence__Development_and_Foreign_Policy.pdf

11. Договор о нераспространении ядерного оружия // Организация Объединенных Наций. 12 июня 1968. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml

12. 耿爽大使在安理会审议乌克兰危机涉核问题时的发言 // Permanent Mission of the PRC to the UN. March 31, 2023. URL: http://un.china-mission.gov.cn/hyyfy/202304/t20230401_11052880.htm

13. Интервью Владимира Путина Павлу Зарубину // «Москва. Кремль. Путин». Платформа «Смотрим». 25 марта 2023. URL: https://smotrim.ru/video/2586445

14. Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире. Доклад. Издание 2-е (исправленное и дополненное) / Ред. В.А. Орлов, С.Д. Семенов. М.: ПИР-Пресс, 2023. URL: https://pircenter.org/editions/new-nuclear-nine-report/

Ключевые слова: Ядерное нераспространение; Китай

GRS/BRICS