Контролю над вооружениями в Европе нужна новая философия

30 августа 2018


В условиях гибридной холодной войны Запад в лице НАТО и Россия демонстрируют, что они существуют в парадигме сдерживания, и постоянно тестируют оборонные системы друг друга. В такой среде контроль над вооружениями не может иметь того стратегического значения, какое он имел в эпоху биполярной конфронтации. Необходима новая философия контроля над вооружениями, поскольку именно этот процесс вкупе с практическими мерами сотрудничества соответствует интересам европейской безопасности.

Конечной целью контроля над вооружениями может стать новая стратегическая стабильность, предполагающая новые балансы в области как ядерных – стратегических и тактических, – так и конвенциональных вооружений, учитывая, что последние становятся все более изощренными вследствие развития новых технологий.

В условиях новой, пусть и облегченной, но все же холодной войны распространение понятия о так называемой управляемой конфронтации может сослужить дурную службу, а драматическая потеря доверия приводит к абсолютно искаженной интерпретации интересов друг друга. Контроль над вооружениями может сформировать элементы утерянного доверия, без чего невозможно осуществлять политические отношения между Россией и Западом даже на низком уровне.

В процессе подготовки нового этапа контроля над вооружениями необходимо размышлять над новыми мерами доверия. Основой для этого может стать военная транспарентность, а также подтверждение того, что НАТО и Россия до сих пор (1) проявляют определенную стратегическую сдержанность, (2) готовы положить конец начавшейся гонке вооружений и (3) не отвергают свою готовность принимать во внимание озабоченности друг друга в сфере безопасности.

Даже если кому-то не нравится термин разрядка и пока ни у одной из сторон нет политической воли для начала этого процесса, при осмыслении необходимости новой разрядки следует понимать, что новый этап контроля над вооружениями будет сочетать в себе контроль над различными типами вооружений – как ядерными, так и обычными.

Особую роль в процессе контроля над вооружениями будет играть Германия. Новое правительство А.Меркель взяло курс на достижение нового статуса в СБ ООН – статуса постоянного члена, что соответствует роли Германии в мировой политике и ее значению в мировой экономике. В этом процессе акцент будет сделан на роли ФРГ в контроле над вооружениями. Немецкие наработки в этой сфере существенны: не следует забывать роль этой страны при подготовке адаптированного ДОВСЕ и предложение о перезагрузке в сфере контроля над вооружениями, которое озвучил в 2016 году тогда еще министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер.

Предложение Штайнмайера было сделано в связи с развитием новых технологий. Новые технологии содержат новые угрозы: кибернетические наступательные возможности, боевые дроны, робототехника, средства электронной борьбы, лазерное оружие и оружие, которое действует на далеком расстоянии. Новые средства вооруженной борьбы приводят к новым сценариям боевых операций: меньшие подразделения, более мощная ударная сила, ускоренное перемещение – и все они не могут быть зафиксированы существующими режимами прозрачности и контроля. Поэтому человечество стоит перед угрозой наращивания вооружений нового типа.

Система европейской безопасности в кризисе, и отдельные ее элементы оказались неспособными ни предотвратить конфликтное развитие, ни адекватно среагировать на новые вызовы и риски. В этих условиях контроль над вооружениями способен стать не только опорой для восстановления системы, но и тем элементом, который позволит ее осовременить. В этом процессе необходимо дать ответы на вызовы, которые связаны с новым этапом развития технологий и с транзитом от многополярного к бесполярному миру, а также переосмыслить роль и место основных акторов мировой политики.