Красный свет для американского атомного подводного флота

25 октября 2023

17 октября 2023 г. ВМФ США получил в расположение атомную подводную лодку (АПЛ) класса «Вирджиния» Hyman G. Rickover (Хайман Джордж Риковер) (SSN 795). В рамках модернизации и усиления флота «Навигационный план» США, озвученный в июле 2022 г., предусматривает доведение количества кораблей до 376 шт. к 2045 г. Среди них 12 атомных авианосцев и 12 атомных ракетных крейсеров стратегического назначения класса «Колумбия», 66 многоцелевых подводных лодок класса «Вирджиния», 96 больших и 56 малых надводных боевых кораблей, 49 десантных кораблей. Столь масштабная программа строительства флота направлена на сдерживание главного соперника с точки зрения Стратегии национальной безопасности США — Китая.

Традиционно лишь Россия являлась основным оппонентом США в сфере подводного противоборства. Однако увеличение количества и качества состава ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), как заявил в ноябре 2022 г. Командующий Стратегическим командованием ВС США, может привести к утрате выгодного положения США для поддержания стратегического сдерживания и национальной обороны.

19 октября 2023 г. Министерство обороны США опубликовало ежегодный Доклад о военной мощи Китая. Если в 2022 г. Пентагон оценивал состав ВМС НОАК в количестве около 340 единиц с потенциалом роста до 440 единиц к 2030 г.[1], то в 2023 г. аналитики ведомства оценили состав флота уже в 370 единиц. На цифры Пентагона ссылаются и другие ведомства. 19 октября 2023 г. свой доклад «Модернизация военно-морского флота КНР: Последствия для боевых возможностей ВМС США» представила Исследовательская служба Конгресса США. По оценке экспертов, китайский флот вырастет до 395 единиц к 2025 г. и 435 единиц к 2030 г. в то время, как американский флот, согласно проекту бюджета на 2024 г., будет насчитывать 290 боевых единиц к 2030 г. Количественное отставание приводит к алармистской реакции части американского истеблишмента и военного руководства, требующего выделения больших средств на модернизацию флота.

Сравнение флота лишь по количественным параметрам не отражает реальной картины. Не менее важны технические характеристики кораблей и совокупный тоннаж. Американский флот по совокупному тоннажу превышает китайский вдвое за счет наличия больших кораблей и подлодок. По количеству подлодок и их характеристикам США также опережают КНР. Однако ВМС НОАК до конца десятилетия пополнят лодки последнего поколения Проекта 096. Американские аналитики считают, что АПЛ проекта должны составить конкуренцию американскому классу «Вирджиния»[2].

Таким образом, перед США стоит вопрос о выборе стратегии и методов противолодочного противоборства сразу с двумя соперниками — Россией и Китаем.

Американская морская стратегия в условиях гонки морских вооружений

По американским оценкам добиться сохранения «свободы рук» в мировом океане можно тремя способами.

Во-первых, за счет увеличения единиц подводного флота. Все американские подлодки являются атомными. По данным сборника «Военный баланс» 2023 г. в составе ВМС США 67 подлодок. Из них 14 стратегических АПЛ типа «Огайо» и 53 тактических: 4 модифицированных АПЛ «Огайо», вооруженных ракетами «Томагавк», 26 многоцелевых АПЛ класса «Лос-Анджелес», 21 АПЛ класса «Вирджиния» и 2 АПЛ класса «Сивулф». Hyman G. Rickover (Хайман Дж. Риковер) (SSN 795) стала двадцать второй АПЛ класса «Вирджиния». К 2045 г. по плану намечено строительство еще не менее 40 АПЛ класса «Вирджиния» и 12 ракетоносцев класса «Колумбия» на смену АПЛ класса «Огайо»[1].

В рамках политики «Разворота США в Азию» Барака Обамы в Азиатско-Тихоокеанском регионе было сосредоточено около 60% американского флота. И эта цифра будет увеличиваться. Помимо сосредоточения возможностей собственных ВМС в регионе США выстраивают систему формальных и неформальных союзов, направленных на сдерживание КНР. В 2023 г. было объявлено о том, что АПЛ США с ядерными ракетами на борту будут заходить в порты Южной Кореи для демонстрации возможностей сдерживания США. 13 марта 2023 г. на встрече лидеров трехстороннего партнерства AUKUS (Австралия, Великобритания, США) был озвучен план продажи от 3 до 5 подводных лодок класса «Вирджиния» Австралии к началу 2030-х гг. Существуют и более смелые концепции подключения индийского подводного флота к американским миссиям по сдерживанию КНР в рамках контроля за Индо-Тихоокеанским регионом.

Во-вторых, США могут снизить риски отставания от КНР с помощью новейших технологий. Американские подлодки являются одними из самых малошумных и маневренных. В середине 2030 х гг. США планируют начать запуск серии многоцелевых АПЛ следующего поколения SSN(X) на замену «Вирджинии».

Кроме того, ВМС США планирует масштабную закупку необитаемых подводных и надводных кораблей. Эксперты уже задаются вопросом, насколько операбельны корабельные дроны. Такие аппараты невозможно отремонтировать на ходу, в отличие от БПЛА, который можно приземлить. Ветер, волны, морская вода могут разрушить критически важные инженерные системы. Использование безэкипажных кораблей и подводных судов также вызывает этические вопросы. Для принятия решений об атаке необходим оператор, который должен сопровождать необитаемый аппарат. В противном случае безэкипажные суда могут превратиться в оружие морского терроризма, что может грозить неконтролируемой эскалацией конфликта.

Вызывают опасения и планы США по развитию крылатых ракет морского базирования (КРМБ) в ядерном оснащении (SLCM-N)[3]. Принятие на вооружение КРМБ в ядерном оснащении сулит потенциальную угрозу системе сдерживания. Планы США по строительству 38 атомных ракетоносцев класса «Вирджиния», способных в сумме нести 608 КРМБ SLCM-N могут привести к тому, что любой пуск крылатой ракеты SLCM без приставки N (nuclear) может быть воспринят потенциальным противником, как начало термоядерной войны[4].

В-третьих, США разрабатывают новые концепции морского противоборства. Доклад Белферовского центра, посвященный оценке военного противостояния США и КНР отмечает, что на морском ТВД США скованны «географическим проклятьем». Оно заключается в том, что США не успеют быстро отреагировать на угрозу своим ближайшим союзникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе со стороны КНР[5]. Военное командование разработало концепцию проведения Рассредоточенных морских операций (Disributed Maritime Operations (DMO)). Суть тактики DMO заключается в проведении массированных атак по морским и береговым объектам с использованием сил, рассредоточенных по разным позициям. Создание комплексной сети взаимодействия подводных лодок, авиации, кораблей позволит застать противника врасплох.

Рис.1. Спектр разброса возможностей стрельбы. Источник: D. Filipoff Fighting DMO, pt. 1: defining distributed maritime operations and the future of naval warfare // CIMSEC. URL: https://cimsec.org/fighting-dmo-pt-1-defining-distributed-maritime-operations-and-the-future-of-naval-warfare/ (accessed: 25.10.2023).

Подводные лодки являются важнейшим звеном концепции, поскольку именно они могут обеспечить внезапный удар из любой точки мира. ВМС рассчитывают, что подводные силы, способные потопить высококлассные надводные боевые корабли противника, подготовят почву для нанесения противокорабельных ударов авианосцами. Использование других видов техники и ВС позволит добиться поражения наземных и воздушных средств противника за счет залпового огня (aggregate fires в противоположность к standalone fires).

Комплементарной концепцией является проведение «Экспедиционных операций передового базирования» (Expeditionary Advanced Base Operations (EABO)), ставших частью «Прибрежных операций в условиях противоборства» (Littoral Operations In A Contested Environment (LOCE)). В 2018 г. Командование Морской пехотой США выпустило мануал, в котором признало, что американский способ ведения войны (American Way of War), основанный на легко достижимом контроле над морским пространством, превосходстве в воздухе и гарантированной коммуникации в любых условиях, сходит на нет в результате развития сил противника[6]. В результате роста возможностей противников США крупные американские базы, морские суда и порты, составляющие основу морской мощи, стали достижимыми целями[7].

В 2019 г. концепция была принята командованием Морской пехоты США. Ее суть заключается в разделении сил на внешние, находящиеся за пределами досягаемости массированного огня противника (outside forces), и силы, действующие в пределах «приемлемого риска» для защиты подконтрольных США территорий (inside forces). Помимо крупного океанского флота ВМФ планируют постройку маневренных кораблей, способных эффективно работать в зоне досягаемости сил противника[8]. Иными словами, США намерены часть сил морской пехоты перевести на диверсионную тактику. «Рои» морпехов и маневренных кораблей (inside forces/Stand-In Forces (SIF)) должны будут установить передовое командование, управление, связь, кибервозможности, развертывание боевых систем, разведку, наблюдение, рекогносцировку, целеуказание (C5ISRT)[9], затормозив тем самым его продвижения до подхода основных сил (outside forces).

Недостатки американской стратегии развития атомного подводного флота и планы противников

Военно-политическое руководство США проделало важнейшую работу в сфере планирования будущего характера военно-морского противоборства, а именно определило болевые точки и точки роста для своего ВПК. И если в отношении кораблей противника, находящихся на поверхности, США могут быть достаточно уверены в выборе долгосрочной стратегии, то в отношении АПЛ стратегический выбор может оказаться роковым. Как и в период холодной войны, США хотят добиться превосходства в морях и навязать контрпродуктивную политику гонки вооружений, результатом которой может стать крах американской империи.

Запланированное увеличение количества американских подлодок требует постоянного развития инфраструктуры для их строительства и ремонта. Как отмечает эксперт ИМЭМО РАН Илья Крамник, из текущего состава многоцелевых АПЛ в составе 49 шт. — 18 находятся в ремонте, и эта тенденция увеличивается. Амбициозные планы увеличения состава флота наталкиваются на проблему нехватки средств и времени. В 2024 г. Белый дом запросил дополнительные средства в размере 3.4 млрд долл. на увеличение мощностей по производству подлодок. Крупнейшие верфи в Гротоне (General Dynamic Electric Boat) и Ньюпорт-Ньюс (HII’s Newport News Shipbuilding) отстают в графике производства новых АПЛ «Вирджиния» на 410 месяцев.

Передача АПЛ союзникам также не является панацеей, поскольку все АПЛ производятся на верфях США. Усиленная постройка новых мощностей неизбежно вызовет ответную реакцию со стороны России и КНР.

КНР имеет сильнейшую гражданскую судостроительную промышленность и использует стратегию конвергенции оборонной и гражданских областей[10]. По некоторым данным, лишь за последние несколько лет КНР возвела до пяти новых эллингов для строительства АПЛ. Российский атомный подводный флот также находится в стадии модернизации. В 2023 г., как отметил министр обороны Сергей Шойгу, ВМФ РФ получит ПЛАРБ «Император Александр III» проекта 955А «Борей-А», ракетный крейсер «Красноярск» проекта 855М «Ясень-М», АПЛ носитель «Посейдона» «Хабаровск»[11].

Ставка США на развитие новых технологий также может привести к эффекту «имперского перегрева» США и некотролируемой эскалации напряженности. Внедрение новых видов вооружений характеризуется высокой стоимостью вложений в разработку и неясной эффективностью. Стратегия ВМФ США на нынешнем этапе исходит из необходимости создания многочисленного флота из больших и малых кораблей, оснащенного различным типом вооружений. Диверсификация за счет создания новых технологий несет в себе риски создания «винегрета» из морских вооружений, уязвимого для многочисленных военно-морских сил противника и киберопераций.

Неясно также, как будут оперировать многочисленные американские суда в зоне досягаемости ракет противников. Концепция «Экспедиционных операций передового базирования» (Expeditionary Advanced Base Operations (EABO)) хорошо написана и обоснована, но возникает вопрос о том, где будут базироваться мобильные американские силы. В Азиатско-Тихоокеанском регионе пул союзников США вблизи китайских границ ограничен Вьетнамом, островом Тайвань, Южной Кореей, Японией (первой цепочкой островов).

Рис.2. Источник: The Father of the Modern Chinese Navy—Liu Huaqing // CIMSEC. October 8, 2014. URL: https://cimsec.org/father-modern-chinese-navy-liu-huaqing/ (accessed: 25.10.2023).

Наличие в этих странах сил передового базирования, заведомо направленных не на отражение агрессии, а на диверсионно-разведывательную деятельность против КНР, ставит в заведомо сложное положение союзников США, поскольку превращает их в угрозу национальной безопасности для КНР. Такой же статус получают и союзники США в рамках неформальных боевых блоков, где США частично делегируют возможности ядерного сдерживания. Так, прецедент AUKUS уже вызвал споры относительно будущего режима ядерного нераспространения, а учреждение Консультативной группы ядерного планирования США и Южной Кореи с прицелом на создание полноценного Тройственного союза Вашингтон-Сеул-Токио может стать дополнительным стимулом для более тесного сотрудничества России и КНР в проведении морских операций. К примеру, военный эксперт Владимир Карнозов отметил, что для решения задачи по лишению США и НАТО свободы рук в мировом океане необходимо объединить российский ВМФ, в основе которого ПЛАРБ, и ВМС НОАК с многочисленным надводным флотом. Таким образом, можно будет поддерживать стратегическое равновесие по линии «Восток-Запад»[12].

В заключение отметим, что в конечном итоге отец атомного флота США адмирал Хайман Джордж Риковер, как и некоторые другие участники Манхэттенского проекта, пришел к выводу о том, что лучше бы атомную энергию никогда не изобрели (I wish that nuclear power had never been discovered). Назвав 22 АПЛ «Вирджиния» в честь Риковера нынешнее американское руководство подтверждает, что этот тезис не разделяет. Утрата чувства страха в геополитике, как это сформулировал Дмитрий Тренин, захлестывает морское пространство. Учитывая, что именно морской театр военных действий является наиболее вероятным с точки зрения военного столкновения США и КНР, США следует задуматься о последствиях своих нововведений и приступить к рассмотрению отношений КНР и России с точки зрения здравого смысла и дипломатии.


[1] 2022 Report on Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China // U.S. Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/CMPR/ (accessed: 17.10.2023).

[2] China’s expansion of its submarine fleet raises questions // Naval Technology. June 05, 2023. URL: https://www.naval-technology.com/news/chinas-expansion-submarine-fleet-questions/ (accessed: 16.10.2023).

[3] Advantage at Sea: Prevailing with Integrated All-Domain Naval Power // U.S. DOD. December 16, 2020. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://media.defense.gov/2020/Dec/16/2002553074/-1/-1/0/TRISERVICESTRATEGY.PDF (accessed: 23.08.2023).

[4] A new nuclear-armed, sea-launched cruise missile: Just say no // Bulletin of the Atomic Scientists. July 19, 2023. URL: https://thebulletin.org/2023/07/a-new-nuclear-armed-sea-launched-cruise-missile-just-say-no/ (accessed: 18.08.2023).

[5] The Great Military Rivalry: China vs. the U.S. in the 21st Century // Belfer Center. December 07, 2021. URL: https://www.belfercenter.org/publication/great-rivalry-china-vs-us-21st-century (accessed: 15.08.2023).

[6] Expeditionary Advanced Base Operations (EABO), P.11 // Marines. June 01, 2018. URL: Expeditionary-Advanced-Base-Operations-EABO-handbook-1.1.pdf (mca-marines.org) (accessed: 25.10.2023).

[7] Ibid. P. 15.

[8] Ibid. P. 24.

[9] Tentative Manual for Expeditionary Advanced Base Operations (TM EABO) // Department of the Navy. May 9, 2023. URL: Tentative Manual for EABO v2 (marines.mil) (accessed: 25.10.2023).

[10] 2022 Report on Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China // U.S. Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/CMPR/ (accessed: 15.08.2023).

[11] ВМФ до конца года получит 12 новых кораблей // РИА-Новости. 15 сентября 2023. URL: https://ria.ru/20230915/vmf-1896465607.html?utm_referrer=korabel.ru/news/comments/shoygu_vmf_do_konca_goda_poluchit_dvenadcat_novyh_korabley.html (дата обращения: 17.09.2023).

[12] Карнозов В. Российские подводные лодки усиливают Китай // Независимая газета. 05 ноября 2020. URL: https://nvo.ng.ru/armament/2020-11-05/1_1116_submarine.html (дата обращения: 15.09.2023).

Ключевые слова: АПЛ; Ядерное нераспространение; Глобальная безопасность

NPR/NPT