Машина судного дня: откровения разработчика плана ядерной войны

Cтажер, Информационная программа
20 апреля 2022

Дэниел Эллсберг – американский военный аналитик и бывший госслужащий, работавший при президентах США Джона Кеннеди и Дуайта Эйзенхауэра с секретными документами, содержащими подробные планы возможного применения ядерного оружия США. Сначала он трудился в Пентагоне в качестве специального помощника и консультанта в штате министра обороны, затем в исследовательском центре RAND, а также в исследовательской группе Тихоокеанского командования (CINCPAC).

Как и на профессиональном пути, так и в книге большое внимание исследователь уделяет концепции неоднозначности. В ядерной проблематике – это неоднозначность сигналов предупреждения. Например, первый радиолокационный комплекс BMEWS, в октябре 1960 г. показавший максимальный уровень опасности (99,9% вероятность нападения на США), как оказалось, реагировал на отраженный сигнал от Луны, восходившей над Норвегией. Более того, в тот момент неопределенность сигналов объяснялась и нахождением первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Нью-Йорке.

Исследуя системы обеспечения контроля над ядерным оружием, а также систему передачи сигналов об опасности и приказов, Дэниел Эллсберг неоднократно посещал военные базы США в Тихоокеанском регионе и проводил консультации с главнокомандующим Тихоокеанского командования адмиралом Гарри Фелтом, а также другими офицерами и госслужащими высокого ранга и аналитиками: Карл Кайзен, Макджордж Банди, Роберт Макнамара, Пол Нитце, Джон Макнотон, Адам Ярмолински и др.

Работа уникальна неординарным взглядом автора на ядерную проблематику, сформированным в рамках двух парадигм, которые можно выделить при знакомстве с книгой: во-первых, ядерная доктрина США во времена холодной войны представляла куда большую опасность, чем многие были способны предположить. Это обусловлено, прежде всего, ее приоритетным направлением: минимизацией последствий ответного ядерного удара СССР после нанесения первого удара Соединенными Штатами, а не наоборот. Кроме того, опасность объясняется реальными последствиями возможной ядерной войны, которые либо скрывались, либо не осознавались большинством людей, задействованных в ядерной программе США.

Во-вторых, принятие решения о запуске ракет или бомбардировщиков может происходить в условиях неопределенности и неоднозначности (перебои со связью, ложные сигналы об опасности). Вся цепочка, по которой проходит донесение приказа о нанесении удара, от президента до пилота, имеет слабые места, а впоследствии – образует немалый риск совершить несанкционированный запуск, что повлечет за собой настоящую катастрофу. Риски были больше видимых еще и по причине того, что принять решение и отдать приказ мог не вполне определенный круг лиц, а не только президент США, как заявлялось официально. С учетом делегирования полномочий далеко за пределы Вашингтона и других факторов, при отсутствии возможности вернуть бомбардировщики назад и просто передумать после запуска ракет, мир несколько раз оказывался на пороге большой катастрофы.

Дэниел Эллсберг демонстрирует рациональный и системный взгляд на многие исторические факты и ранее принятые решения, которые тогда, в 1960-е, казались единственно возможными и продуманными. Например, размещение ядерного арсенала на военных кораблях, периодически заходивших в территориальные воды Японии, а затем и в порты города Ивакуни на время отдыха экипажа.

Вот еще несколько тезисов и фактов, подробно раскрытых в этой работе:

  • Ядерный удар по целям СССР всегда означал и одновременный удар по Китаю. Нанесение удара только по одному из государств не предусматривалось в плане.
  • «Объединенный план использования стратегических сил и средств», составленный Комитетом начальников штабов, долгое время тщательно скрывался от министерства обороны США.
  • В первые часы после ядерного удара по Китаю и Советскому Союзу число жертв могло дойти до 275 млн человек, а в последующие 6 месяцев – до 325 млн человек. В странах Восточной Европы предположительное число жертв доходило до 100 млн человек (в результате ударов лишь по военным объектам и системам ПВО, города же исключались из плана).
  • Как автор книги продвигал идею об исключении городов СССР из списка целей для ядерных ударов США, а также идеи об ограничении ущерба и своевременном прекращении боевых действий, в противовес единственной имевшейся команде «вперед».
  • От полномасштабной войны с применением ядерного оружия в конечном итоге может погибнуть все человечество, и главная причина этому – не ядерные осадки, а дым, который заполонит атмосферу и перекроет солнечный свет на десятилетия вперед.
  • Карл Кайзен объяснял безынициативность Кеннеди в ядерной доктрине тем, что «для лейтенанта Кеннеди еще не пришло время отменять решение Великого генерала».
  • Оценки ЦРУ, разведывательного штаба ВВС США, разведслужб сухопутных сил и ВМС сильно расходились касательно того, каким количеством МБР обладал СССР к середине 1961 г.

В ходе повествования Дэниел Эллсберг также обращает внимание читателя на распределение обязанностей между сотрудниками и американскую бюрократию, которая порой довольно сильно влияет на личную ответственность и отношение каждого сотрудника к задачам. Автор же видит проблемы системно, объясняя при этом недопустимость такого ограниченного видения.

Немалая часть книги посвящена Карибскому кризису, свидетелем которого рассказчик был сам. Более того, автор утверждает, что он, так или иначе, сам невольно приложил руку к приближению этого обострения: Эллсберг редактировал тексты будущих выступлений Джона Кеннеди и других значимых политиков.

Последняя глава книги содержит рациональные рассуждения автора о необходимости уничтожения машины Судного дня в государствах-обладателях. Там он задает вопросы о том, нужно ли ядерное оружие в 21 веке, если до сих пор сохраняется риск того, что «они могут сработать в ответ на ложную тревогу, террористический акт, несанкционированный пуск или безрассудное желание расширить военные действия».

Ознакомление с «Машиной судного дня» – это не есть кратчайший путь к системному пониманию истории периода Холодной войны, – автор ставил целью совсем не это. Главная ценность его труда в том, что он обратил внимание на детали, о которых не принято было говорить в начале 1960-х. Книга, прежде всего, пробуждает осознанное представление об опасности ядерной войны и ее последствий, а читатель знакомится с фактами, важность которых стала очевидна только спустя десятилетия, когда человеческий фактор в ядерном сдерживании, казалось бы, сведен к возможному минимуму. Книга рекомендуется к прочтению не только американистам и специалистам по ядерной проблематике, но также любому, кому небезразличны ключевые исторические события, затрагивающие СССР, современную Россию, а также весь мир.