Мюнхенская конференция по безопасности: ядерный аспект

Научный консультант ONN
23 февраля 2023

С 17 по 19 февраля 2023 г. проходила Мюнхенская конференция по безопасности – самая известная в мире площадка для обсуждения вопросов внешней политики и безопасности. Россию, как и Иран, на конференцию не пригласили, чтобы не давать двум странам площадку для распространения «пропаганды». Вторая причина попадания в черный список – Россия и Иран нарушают порядок, основанный на правилах. Вместо этого, на конференцию пригласили оппозиционеров из России и Ирана.[1] Таким образом, можно констатировать, что данное мероприятие переживает неприятную метаморфозу, становясь очередной площадкой для громкого продвижения по большей части западных идей, демонстрации миру евроатлантической солидарности и «правильной» интерпретации международных событий.

Накануне конференции организаторы выпустили аналитический доклад, центральной темой которого ожидаемо является российская специальная военная операция (СВО) на Украине. Отдельная глава посвящена ядерному порядку. Учитывая то, что Мюнхенская конференция похоже превращается в западную эхо-камеру, полезно изучить главу, посвященную ядерному нераспространению, таким образом, узнав настроение по ту сторону баррикад международного переустройства.

Глава «Ядерный Порядок» описывает нынешнее состояние режима ядерного нераспространения[2] и негативно влияющие на него факторы. Обзор текста выстроен в соответствии со структурой самой главы.

Атомизированный ядерный порядок

Первое же предложение задает настроение всей главе: «Впервые после окончания Холодной войны использование ядерного оружия в Европе является правдоподобным сценарием.» Причина такого сценария конечно же – российские «многочисленные тонко завуалированные ядерные угрозы», адресат которых – Украина. Говоря о российских ядерных угрозах, авторы доклада ссылаются на «Обращение Президента Российской Федерации» от 21 сентября 2022 г. и «Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России» от 30 сентября 2022 г.

В данных выступлениях президент России говорил о ядерном шантаже со стороны стран НАТО, и в этом контексте напомнил, что у России тоже имеются различные средства поражения, которыми страна воспользуется при угрозе территориальной целостности и для защиты населения. Если и рассматривать это, как «ядерную угрозу», то направлена она, скорее всего, в адрес США и НАТО, а не Украины. Некоторые же вообще назовут это обычным сигналированием в рамках ядерного сдерживания для избежания реального ядерного конфликта. В докладе признаются, что реализация Россией ядерных угроз маловероятна, но эту возможность нельзя полностью исключать.

Список российских грехов на этом не исчерпывается. Приводя доводы в пользу того, что Россия – государство-ревизионист, авторы доклада напоминают об обстрелах Запорожской АЭС, похищении персонала данной АЭС. Доклад ссылается на отчет МАГАТЭ и статьи в The New York Times и Guardian, в которых нет реальных доказательств причастности российских войск. Все эти российские действия по мнению докладчиков:

  1. с ног на голову переворачивают международный ядерный порядок, угрожают ему;
  2. нарушают Будапештский меморандум;
  3. подрывают ДНЯО;
  4. разрушают ядерное табу.[3]

Россия также теряет авторитет ответственной ядерной державы.

Далее текст главы поднимает важную дилемму. Если Россия все же применяет ядерное оружие против Украины, то её конечно же надо жестко наказать, так как безнаказанность сделает применение ядерного оружия в будущих конфликтах более вероятным. При этом возникает риск запуска спирали дальнейшей эскалации в результате жесткого ответа на российскую ядерную атаку. Поэтому международное сообщество должно как-то совместить идею жесткого ответа (чтобы другим было неповадно) и взвешенность, осторожность в своих действиях, чтобы случайно не забраться слишком высоко по эскалационной лестнице.

Истекающие договоры КНВ: приближаясь к неправильному глобальному нулю

Однако, не одной Россией едины. Доклад указывает на другие вызовы, способные серьезным образом изменить глобальную архитектуру безопасности. Доклад напоминает, что эрозия режима КНВ наблюдается последние 20 лет: выход США из Договора о ПРО, КНДР из ДНЯО, «вынужденный» выход США из ДРСМД (по версии доклада, из-за нарушений со стороны России), выход США и России из Договора по открытому небу (США в этом не винят). В общем, мир движется к «глобальному нулю» – миру без каких-либо соглашений в области КНВ, но с растущим количеством ядерных боезарядов.

Замена ДСНВ новым соглашением сомнительна. С точки зрения авторов доклада, США выразили желание заключить новый договор, и сейчас возобновление сотрудничества в области КНВ зависит от России. Судя по последним заявлениям Владимира Путина, эта тема тоже зашла в тупик.

Лучик оптимизма в виде подтверждения ядерной пятеркой в январе 2022 формулы Рейгана-Горбачева был погашен началом СВО и отсутствием дальнейшего сотрудничества между ЯОГ.  А поведение России на ОК ДНЯО привело к завершению Обзорной Конференции без заключительного документа, что также ударило по режиму ядерного нераспространения и еще больше изолировало Россию.[4]

Критикуя Россию, авторы доклада не забыли про США. Они напоминают, что США вышли из СВПД, тем самым не только нарушив резолюцию Совета Безопасности ООН и нанеся удар по авторитету ООН, но и значительно сократив время, которое понадобится Ирану на производство ядерного оружия. Неспособность же США и Ирана вернуться в ядерную сделку усугубляет обстановку в Ближневосточном регионе. Все эти негативные тенденции, которые еще больше ослабляют режим КНВ, накладываются на уже существующие вызовы.

Есть уже четыре государства с ядерным оружием, которые находятся вне режима ДНЯО, политическое развитие в некоторых из которых представляет риск для международной ядерной безопасности. Особый акцент делается на Северной Корее, которая пошла так далеко, что угрожает безопасности государств в Восточной Азии и за ее пределами.

Ситуация вырисовывается довольно мрачная: в условиях противостояния великих держав и взаимного недоверия страны не желают ограничивать себя мерами КНВ, рискуя потерять геополитическое конкурентное преимущество. Однако, авторы доклада считают, что международное сообщество все равно должно бороться за приверженность режиму КНВ. Даже во время Холодной войны, отмечают они, соперничающие державы сотрудничали в области КНВ.[5] Ведь отсутствие каких-либо соглашений может привести к распространению ядерного оружия, гонке вооружений, непраднемеренной ядерной эскалации и прочим рискам. А это никому не нужно.

Китай – третья ядерная сверхдержава?

Далее доклад делает предположение, что может новая гонка ядерных вооружений уже началась. Китай (еще один ревизионист существующего порядка) находится на пути к значительному увеличению своего ядерного арсенала в ближайшее десятилетие. При этом авторы напоминают, что подобное наращивание ядерного арсенала предсказывали и раньше, но это никогда не сбывалось. Также неизвестно, действительно ли Китай будет загружать ракетами все имеющиеся шахты и сколько боеголовок будет установлено на каждой ракете.

Если же Китай все-таки пойдет на существенное наращивание ядерного оружия или даже попытается достигнуть паритета с Россией и США, то это приведет к формированию нового ядерного порядка, фундаментально отличающегося от биполярного порядка времен Холодной войны. Это в свою очередь усложнит попытки поддержания режима КНВ.

Далее делается интересное заявление: «Китай не проявляет никакого намерения участвовать в трехстороннем контроле над вооружениями с США и Россией, тем самым подрывая желание США и России участвовать в взаимном двустороннем контроле над вооружениями, от которого Китай может получить стратегические преимущества.» С этим сложно согласиться. Россия и США были заинтересованы в двустороннем контроле над вооружениями без Китая. Это доказывают встреча Путина и Байдена в Женеве и последующий дипломатические встречи в рамках стратегического диалога двух стран. Желание вести диалог исчезло не из-за Китая, а из-за усилившегося противостояния России и Запада.

А зачем Китаю вообще увеличение ядерного арсенала? Авторы заявляют, что он, к примеру, мог бы дать Китаю дополнительный рычаг воздействия во время конфронтации с США из-за Тайваня.

Страх разлуки: риски распространения среди союзников США

Президенство Дональда Трампа посеяло сомнение по поводу надежности обещания США защищать своих союзников, и начались дебаты по поводу надежности расширенного ядерного сдерживания США. К этому добавляется вероятность растущего ядерного арсенала Китая, после чего США придется вести ядерное сдерживание и России, и Китая.

Авторы заявляют, что если союзники перестанут верить в гарантии безопасности США, то они могут попытаться заполучить своё ядерное оружие. В пример приводятся американские союзники в Азии, которые опасаются растущего ядерного арсенала КНР и ядерных угроз со стороны КНДР. Отмечается, что в Южной Корее растет народная поддержка идеи приобретения ядерного статуса. Согласно общественным опросам 71% граждан – за создание ядерного оружия.

Тут стоит сделать небольшое отступление. Авторы делают заявление о Южной Корее, не углубляясь в специфику ситуации. Во-первых, общественные опросы в Южной Корее многих сбивают с толку. Там больше половины населения положительно высказываются за военную ядерную программу, но при этом больше половины населения в тех же опросах подтверждают, что верят в гарантии безопасности США. То есть классическая теория о расширенном ядерном сдерживании не работает в этой стране. Поддержка ядерных сантиментов не значит автоматически, что падает вера в американские гарантии. Во-вторых, общественное мнение – это не мнение руководства страны. В-третьих, разработка ядерного оружия – это потеря союзнических отношений США и сильное экономико-политическое давление, которое остановит развитие страны по ряду направлений. К тому же давление будет не только со стороны США, но и Китая. В-четвертых, разработка военной ядерной программы означает увеличение трений в регионе и риска непреднамеренной ядерной эскалации. В-пятых, Южная Корея много инвестирует в свой сдерживающий потенциал с опорой на обычные вооружения, которые являются более современными по сравнению с вооружениями северного соседа. То есть, пошатывание веры в ядерный зонтик США необязательно означает переход страны на рельсы ядерной военной программы. В докладе в подобном же контексте спорно упоминается Япония.

Договор о запрещении ядерного оружия

Еще один ревизионистский вызов существующему порядку – Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Доклад не даёт каких-то новых взглядов на ДЗЯО, объясняя появление Договора разочарованием прогресса по разоруженческой статье 6 ДНЯО. Отмечается, что с ухудшением геополитических реалий, сторонники ДЗЯО не смогли добиться каких-либо значительных успехов.

Ядерный порядок умер, да здравствует ядерный порядок?

Итак, заключает доклад, существующий ядерный порядок сталкивается с различными вызовами: агрессивная ядерная риторика России и Северной Кореи, наращивание ядерного арсенала Китаем, риски распространения ядерного оружия, эрозия режима КНВ, ДЗЯО против ДНЯО. Поэтому требуется пересмотр существующего порядка для того, чтобы вновь получить широкую поддержку международного сообщества, которая нужна для обеспечения ядерной стабильности и КНВ.

Авторы доклада признают, что эту задачу тяжело осуществить. Тем не менее, мировые лидеры должны сделать все возможное, чтобы восстановить ядерный порядок, предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия и способствовать прогрессу в сфере КНВ. Для этого требуется сотрудничество между ЯОГ.[6] Признается, что критически важно создать систему стимулов для вовлечения Китая в разговоры о транспарентности и КНВ.

Если в нынешних геополитических условиях невозможно существенное сокращение ядерных арсеналов (отсылка, видимо, к России и США), то ЯОГ необходимо хотя бы попытаться расширить меры транспарентности и сокращения ядерных рисков. Возможные меры – договор о невмешательстве в работу спутников, обеспечивающих возможность наблюдать за ядерными силами друг друга, а также более активное использование военной горячей линии связи между Вашингтоном и Пекином. (Интересно, что советов по поводу конфликтующих России и США/НАТО в заключении не дается.) Завершается всё следующим предложением: «Вероятная альтернатива — нерегулируемая гонка вооружений и дальнейшее распространение ядерного оружия со всеми вытекающими рисками».


Примечания

[1] Которые, видимо, по мнению организаторов, распространяют только правдивую информацию.

[2] В докладе его называют «ядерный порядок».

[3] С каждым пунктом можно поспорить.

[4] Тезис об изоляции может быть оспорен, если посмотреть на активные контакты России со странами глобального Юга.

[5] Хотя многие эксперты согласны, что опыт Холодной войны доказывает, что даже противники (СССР и США) способны вести переговоры по КНВ, некоторые отмечают, что это было возможно, так как обе стороны уважали существующий статус-кво. Когда же государство пытается изменить сложившиеся правила игры при помощи силы, дипломатия сталкивается с большими трудностями. Можно сказать, что Россия сейчас как раз занимается изменением статуса-кво. См.: Michael Krepon, Arms Control Between Nuclear-Armed Rivals // Arms Control Wonk, 10.01.22, URL: https://www.armscontrolwonk.com/archive/1214389/arms-control-between-nuclear-armed-rivals/

[6] При этом авторы доклада признают, что сейчас наблюдается отсутствие сотрудничества между ЯОГ.


Ключевые слова: Европейская безопасность; Нераспространение ОМУ

NPR/NPT