С началом «горячей фазы» украинского кризиса азиатские издания обратили внимание на то, что КНР следит за динамикой ситуации на Украине, пытаясь понять логику действий США в чрезвычайных условиях.
В этой связи выдвинуто предположение, что если США «увязнут» на Украине, это отвлечет их от противостояния с Китаем, что позволит Пекину укрепить позиции в Азии, тогда как сосредоточенность России на отношениях с Западом означает, что КНР не встретит конкурентов по укреплению своих позиций на Востоке.
Тем не менее существует и другая мысль, а именно — США могут неожиданно пойти на уступки России ради сосредоточения сил для бóльшего давления на КНР. Не исключается и то, что давление США на страны Европы с требованием продолжить конфронтацию с Россией и КНР рано или поздно потерпит крах, поскольку идет вразрез с политическими и экономическими интересами ЕС.
Говоря об украинском кризисе, в Китае подчеркивают ответственность США за эскалацию противоречий в Европе. 27 января министр иностранных дел КНР Ван И провел телефонный разговор с госсекретарем США Э. Блинкеном, а котором китайский дипломат подчеркнул, что опасения России в области безопасности следует воспринимать всерьез и искать пути для их решения.
Позже, издание «Хуаньцю шибао» (структурное подразделение газеты «Жэньминь жибао») раскритиковало Вашингтон за нагнетание противоречий вокруг Украины, подталкивающих Москву и Киев к конфликту. Тогда как с началом спецоперации России подчеркивалось, что США несут «особую ответственность» за сложившуюся ситуацию.
Таким образом, противоречия вокруг Украины стали еще одной стороной китайско-американских противоречий. Более того, США предпринимают попытки оказать давление на КНР с целью обеспечить абсолютное невмешательство Пекина в ситуацию вокруг Украины и не допустить оказание Китаем экономической помощи России.
Можно предположить, что такого рода развитие событий оказалось возможным в том числе в связи с информационной кампанией, направленной на сравнение кейсов Украины и Тайваня.
Появляются материалы, демонстрирующие, что проведение спецоперации России на Украине — это пролог для силового присоединения Тайваня к КНР. Вместе с этим указывается на то, что после 24 февраля в Конгрессе все чаще поднимался вопрос о том, как ситуация на Украине может повлиять на противоречия вокруг Тайваня. Появляются материалы, что Тайвань изучает опыт Украины для качественного противостояния возможного силового сценария присоединения к КНР.
Тем не менее, в Китае подчеркивают, что кейсы Украины и Тайваня принципиально разные, а значит их нельзя сравнивать, нельзя упоминать в одном ряду. Делается акцент, что проблематика Украины — это проблематика национального государства, в то время как Тайвань — сложный клубок противоречий, где Пекин борется с сепаратизмом Тайбэя.
Тем не менее, сепаратизм Тайваня получает все большую поддержку со стороны США. В частности, президент Дж. Байден недавно подписал законопроект (H.R.4373 — 117th Congress (2021-2022)), запрещающий изображать Тайвань и принадлежащие ему острова частью КНР на картах, используемых в США.
В этой связи МИД Тайваня опубликовал официальное заявление, в котором подчеркнул, что действие президента США и Конгресса de facto направлено на признание Тайваня суверенным государством.
Подобный шаг беспрецедентен, выступает прямым нарушением принципа «одного Китая», а также идет в разрез с «коренными интересами» КНР, которые заключаются в суверенитете, безопасности и развитии.
Заметим, что официальный представитель делегации Народно-освободительной армии Китая и Народной вооруженной полиции в рамках 5-й сессии ВСНП 13-го созыва У Цянь заявил, что китайские военные не потерпят сепаратистских действий, стремящихся к «независимости Тайваня», как и вмешательства внешних сил. Особо подчеркивалось то, что сепаратистская деятельность администрации Тайваня и ее сговор с внешними силами являются основной причиной нынешней напряженности в районе Тайваньского пролива.
Таким образом, сегодня складываются реальные условия для дальнейшей эскалации противоречий КНР и США как в регионе Тихого и Индийского океанов, так и на глобальном уровне. Фактическое признание Тайваня не останется незамеченным в Китае, тогда как угрозы Вашингтона в адрес Пекина о том, что его настигнут «последствия», если КНР попытается помочь России компенсировать потери от Западных санкций — выступают моментом истины, когда Москва и Пекин должны доказать, что их политические заявления, в частности Совместное заявление от 4 февраля 2022 года, в действительности имеют силу и способность оказывать влияние на эволюцию системы международных отношений, изменять ее в более справедливом ключе.