AUKUS оформился как военный союз Великобритании США и Австралии: 15 сентября 2021 г. о его создании объявили на совместной виртуальной пресс-конференции президент США Джо Байден, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и премьер-министр Австралии Скотт Моррисон. Мотивацией к созданию подобного блока стала «значительно выросшая» угроза безопасности, под которой подразумевается усиление Китая в регионе, но напрямую об этом в ходе пресс-конференции не заявлялось. 5 апреля Белый дом сообщил о первых результатах работы за 6 месяцев существования AUKUS.
Австралия, до этого в 2016 г. заключившая сделку с Францией на строительство двенадцати дизель-электрических подводных лодок Barracuda, отказалась от них в пользу восьми атомных подводных лодок США. С точки зрения обеспечения безопасности союз с Соединенными Штатами и Великобританией более выгоден для Австралии нежели сотрудничество с Францией, которая объективно проигрывает с точки зрения военного потенциала. Вступление Канберры в AUKUS не вызывает удивления и на фоне ухудшившихся в последние годы отношений с Китаем, в т.ч. из-за торговых санкций. Австралия всегда была в близких отношениях с США (достаточно вспомнить хотя бы ее участие в кампаниях во Вьетнаме, Ираке и Афганистане в 2003 г.), но до последнего времени (рубежом можно считать 2020 г.) успешно балансировала между Соединенными Штатами и КНР.
Великобритания же после выхода из ЕС стремится занять свое место в Индо-Тихоокеанском регионе, а учитывая, что до 1942 г. основные дипломатические решения за Австралию принимались Лондоном (или, как минимум, Канберрой в сотрудничестве с ним), высокая степень внешнеполитической координации двух государств вполне привычна и понятна. Кроме того, сотрудничество в рамках AUKUS позволит Великобритании рассчитывать на размещение собственных АПЛ у берегов Австралии. Для самих Соединенных Штатов новый альянс – это следующий шаг по усилению давления на Китай; тем же целям служит и ранее созданный QUAD. С большой вероятностью сами подводные лодки будут строиться в основном в Британии, поэтому основную экономическую выгоду будет получать Соединенное Королевство.
Военное сотрудничество в AUKUS делится на две части: первая – это, как уже было сказано выше, подводные лодки. США построят для Австралии 8 атомных подводных лодок взамен тех, что должны были соорудить в рамках разорванной сделки с Францией. Кроме того, Великобритания и Соединенные Штаты обеспечат австралийских работников соответствующей квалификацией для строительства, эксплуатации и обслуживания АПЛ. Для Австралии это очень хорошая возможность укрепить свою безопасность, даже с потерей «стратегической автономии» и с условием, что ядерное оружие на этих подлодках размещено не будет. В феврале группы экспертов из Великобритании, США и Австралии посетили несколько объектов, чтобы оценить ядерную безопасность, инфраструктуру, промышленные возможности и требования. Полученная информация будет использована для разработки оптимального плана по приобретению Австралией АПЛ, а ввод в эксплуатацию новых подводных лодок запланирован на 2040-е гг.
Второе направление сотрудничества – это совместные новые разработки в военной сфере, создание систем навигации, сотрудничество в области ИИ, беспилотников, гиперзвуковых и инновационных разработок. За полгода было создано 17 трехсторонних рабочих групп (девять по атомным подводным лодкам с неядерными боезарядами и восемь относящихся к другим передовым военным возможностям), каждая из которых провела уже несколько встреч. В рамках проекта AUKUS Undersea Robotics Autonomous Systems (AURAS) развивается сотрудничество в области автономных подводных аппаратов, первоначальные испытания которых запланированы на 2023 год.
Как стало ясно из заявления, сделанного 5 апреля, от AUKUS пока что больше всего выигрывает Австралия, получающая доступ к секретным военным разработкам Великобритании и США. Для самих Соединенных Штатов союз представляет собой скорее дополнительное преимущество в противостоянии с Китаем, ведь Австралия оказывает Вашингтону всецелую поддержку, а бонус в виде австралийских подводных лодок в качестве вспомогательного флота для ВМС США в Южно-Китайском море дает хоть и небольшое, но стратегическое преимущество. Британия же воспользовалась своими историческими связями, чтобы вернуться в Индо-Тихоокеанский регион, и извлечёт из союза экономическую и стратегическую выгоду.
С момента создания альянса прошло только полгода, а его активная работа уже видна. При этом стоит отметить, что сейчас приоритет для трех стран – АПЛ, в связи с чем уже проведена комиссия по оценке возможностей Австралии с точки зрения инфраструктуры и ядерной безопасности, подготавливается площадка для строительства верфи, а группа австралийских специалистов приступила к обучению. По остальным направлениям как таковых результатов пока нет, но, учитывая создание рабочих групп и запланированные на 2023 г. испытания беспилотных подводных аппаратов, работа ведется по всем направлениям.