Сегодня тех, кто помнит ужасы мировых войн и угрозу нового крупномасштабного конфликта, существовавшую во времена Холодной войны, становится все меньше. Поколения сменяют друг друга, и бразды правления постепенно переходят к тем, кто знает о войне лишь из учебников истории, но это не отменяет самой угрозы. Часы Судного дня Бюллетеня ученых-атомщиков, символическое изображение уровня ядерной угрозы, сегодня показывают 100 секунд «до полуночи» – всемирной катастрофы, которую также называют «ядерной зимой».[1] Меньше времени «до полуночи» часы не показывали, даже во время Карибского кризиса. Это значит лишь одно – миру необходимо принять серьезные меры по снижению ядерной угрозы.
Образование в области разоружения и нераспространения – одна из ключевых повесток поддержания функционирования режима ядерного нераспространения сегодня. Формирование нового поколения экспертов-нераспространенцев, а также распространение знания об опасности ядерного оружия и возможных путях усиления режима нераспространения и контроля над ядерными вооружениями и средствами их доставки среди политиков и гражданского общества необходимо для осознанного подхода к поддержанию режима сегодня и в дальнейшем.
20 лет Исследованию Организации Объединенных Наций по вопросу о просвещении в области разоружения и нераспространения
В 2022 году нас ожидает очередной юбилей – 20 лет с публикации доклада Генерального Секретаря ООН «Исследование Организации Объединенных Наций по вопросу о просвещении в области разоружения и нераспространения» (30 августа 2002 г.), содержащий «ряд рекомендаций [34 рекомендации – прим. автора], рассчитанных на краткосрочную и долгосрочную перспективу, которые призваны оказывать содействие предпринимаемым в настоящее время усилиям и в которых предлагаются новые направления деятельности» по просвещению и учебной подготовке в области разоружения и нераспространения.[2] Рекомендации касались подготовки просветительских материалов по вопросам нераспространения и их перевода на все официальные языки ООН, организации профильных программ подготовки и стипендий для представителей различных регионов мира, в особенности студентов, преподавателей и работников СМИ, применения цифровых технологий для организации дистанционного обучения, а также игровых и творческих методов обучения.
Доклад был разработан Группой правительственных экспертов, назначенных в соответствии с Резолюцией 55/33 Е Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 2000 г., которая положила начало повестке образования в сфере разоружения и нераспространения на уровне ООН.[3] Группа в общей сложности провела четыре сессии: 18-20 апреля 2001 года в Нью-Йорке; 8-10 августа 2001 года в Монтерее, Калифорния; 11-15 марта 2002 года в Женеве; и 22-26 июля 2002 года в Нью-Йорке. При формировании доклада использовался коллективный опыт представителей подразделений и учреждений ООН и других международных организаций, занимающихся вопросами разоружения, которые оказывали активное содействие ее деятельности. Директор и основатель ПИР-Центра Владимир Орлов принимал активное участие в формировании доклада в качестве Консультанта ООН по вопросам образования и повышения квалификации в области разоружения и нераспространения (2001-2002). Доклад Генерального секретаря ООН лег в основу Резолюции 57/60 Генеральной Ассамблеи ООН (30 декабря 2002 г.).[4]
Осуществление рекомендаций по просвещению в сфере разоружения и нераспространения глазами студентов
Действительно, в рамках данной повестки появляется все больше программ и инициатив по просвещению в области разоружения и нераспространения. Они включают в себя большое количество просветительских проектов для широкой общественности, а также форумы, стипендиальные программы и программы профессиональной подготовки для молодых специалистов в сфере ядерного нераспространения.
Одной из таких программ профессиональной подготовки является международная магистерская программа двойного диплома Глобальная безопасность, ядерная политика и нераспространение ОМУ, которая реализуется с 2016 года МГИМО МИД России и Миддлберийским институтом международных исследований в Монтерее, США в партнерстве с ПИР-Центром и по его инициативе. Программа выпустила уже более 40 специалистов в сфере нераспространения оружия массового уничтожения и глобальной безопасности из России, США, Ирландии, Испании, Канады, Китая и Мексики, которые продолжают свою работу в аналитических центрах и правительственных органах.
Некоторые студенты данной программы поделились с автором данного блога своим личным опытом участия в различных мероприятиях, организованных на основе рекомендаций 2002 года, и мнением об актуальности рекомендаций в целом. Студенты выделили из общего списка рекомендаций те, что они считают наиболее релевантными на сегодняшний день, и привели примеры того, как они ощутили на себе их осуществление. Автор на данный момент также является студенткой программы двойного диплома в области нераспространения (МГИМО-MIIS-ПИР-Центр), поэтому блог будет содержать личный опыт автора в том числе.
Студенты в первую очередь заметили, что в последние годы стремительно растет число возможностей для коммуникации и совместной работы студентов и молодых специалистов в области ядерного нераспространения и разоружения наряду с именитыми экспертами. Формируются международные молодёжные организации и движения, такие как Молодёжная группа ОДВЗЯИ (Подготовительной комиссии Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний), Сеть новых голосов (Emerging Voices Network, молодёжное движение под эгидой исследовательского центра BASIC, Великобритания), сеть Молодых посланников мира без ядерного оружия (под эгидой МИД Японии) и так далее. У ПИР-Центра также есть собственная платформа для нетворкинга молодых специалистов – Сообщество «Под знаком ПИР». Данные организации и движения дают доступ к экспертным материалам, прямой коммуникации с экспертами мирового уровня и содействуют распространению знаний о ядерном нераспространении. Некоторые члены данных организаций поделились с автором, что сфера нераспространения их привлекла именно за счет наличия возможностей бесплатного участия в международных мероприятиях и получения стипендий на обучение или исследования в сфере разоружения и нераспространения.
Также было отмечено расширение границ возможностей для получения финансирования на получение образования в сфере нераспространения. Так, четыре студентки программы двойного диплома в области нераспространения в 2021 году стали победительницами Программы стипендий МАГАТЭ имени Марии Склодовской-Кюри (ПСМСК). Ребекке Пантани (Италия), Ханне Харрис (США), Дарье Хейрие (Россия) и Саре Эриксон (США) будут предоставлены стипендия для покрытия расходов на обучение в магистратуре, а также возможность пройти стажировку в МАГАТЭ продолжительностью до 12 месяцев. Годом ранее Инна Родина также стала получательницей данной стипендии, и уже в скором времени она начнет свою стажировку в МАГАТЭ. «Быть принятым на эту программу двойного диплома и одновременно получить стипендию Марии Склодовской-Кюри – это потрясающе. Меня давно интересовали исследования в области контроля над вооружениями и распространения ядерного оружия, и теперь я чувствую, что смогу преследовать и достигать свои цели, я чувствую, что нахожусь на правильном пути. Я очень хочу продолжить обучение в Монтерее в следующем семестре и воспользоваться возможностью сотрудничать с МАГАТЭ в будущем», – Ребекка Пантани, студентка 1 курса международной магистерской программы двойного диплома Глобальная безопасность, ядерная политика и нераспространение ОМУ (МГИМО-MIIS-ПИР-Центр).
Само по себе обучение на программе двойного диплома также не было бы возможным для многих талантливых студентов, если бы не стипендия NTI, которая ежегодно поддерживает талантливую молодежь, заинтересованную в изучении вопросов нераспространения. Так, троим российским студентам 6-го набора программы стипендия оплачивает большую часть стоимости обучения, что позволяет выходцам из провинциальных российских городов получить возможность обучаться у экспертов мирового уровня. Все стипендиаты NTI отмечают, что не могли бы даже подумать об обучении на программе, если бы не стипендия.
Студенты в том числе отмечают рост количества образовательных мероприятий, доступных как для экспертных кругов, так и для широкой общественности. Экспертные семинары и онлайн-курсы проводятся такими ведущими исследовательскими центрами как Венский центр по разоружению и нераспространению (VCDNP, Австрия), Центр стратегических и международных исследований (CSIS, США), Центр исследований в области нераспространения им. Джеймса Мартина (CNS, США), ПИР-Центр (Россия) и др.
ПИР-Центр регулярно проводит Научные среды, на которых обсуждаются вопросы нераспространения, а также организует открытые лекции с экспертами, ежедневно работающими в сфере нераспространения. Также ПИР-Центр ежегодно организует Международную школу по проблемам глобальной безопасности – уникальную площадку, где молодые дипломаты и офицеры, научные сотрудники и студенты стран СНГ, Абхазии, Грузии, Южной Осетии, других государств расширяют свой профессиональный кругозор и повышают квалификацию, встречаются с ведущими российскими экспертами, сотрудниками государственных и неправительственных организаций, крупнейших частных компаний, с зарубежными дипломатами.
Помимо мероприятий, где опытные эксперты делятся своими знаниями с молодёжью, все чаще у руля встают сами молодые исследователи, что ещё больше мотивирует их погружаться в область нераспространения и помогает студентам и молодым специалистам лучше ориентироваться в сфере. Так, в ноябре 2021 года ПИР-Центр провёл III Международные Тимербаевские дебаты, совместившие в себе два формата – ситуационного анализа и ролевой игры. Участники дебатов представили свое видение ядерных амбиций Японии, Южной Кореи, Ирана и Саудовской Аравии, выступив в качестве представителей этих стран. Участие в дебатах приняли студенты и молодые специалисты по профилю ядерного нераспространения и глобальной безопасности из МГИМО МИД России (РФ), Миддлберийского института международных исследований в Монтерее (США), НИЯУ «МИФИ» (РФ), Уральского федерального университета (РФ), ПИР-Центра (РФ), а также Молодёжной группы ОДВЗЯИ (Вена, Австрия). «Главным событием моего семестра в России стали III Международные Тимербаевские дебаты – от чтения научных работ Р.М. Тимербаева до подготовки с моим товарищем по команде к дебатам – я получила огромное удовольствие, погружаясь в важнейшие вопросы повестки нераспространения с удивительно тонкой аргументацией с обеих сторон. Подготовка к дебатам также повлияла на направление моей магистерской диссертации, которая будет посвящена смежной теме,» – Ханна Харрис, студентка 1 курса международной магистерской программы двойного диплома Глобальная безопасность, ядерная политика и нераспространение ОМУ (МГИМО-MIIS-ПИР-Центр).
По поводу распространения просветительских материалов, однако, мнение осталось неоднозначным. С одной стороны, опрошенные единогласно отмечают большую доступность и многочисленность различных аналитических материалов по ядерному нераспространению и разоружению. Было отмечено разнообразие форматов: от новостных заметок и небольших аналитических записок до научных статей, которые дополняются видеороликами, подкастами и онлайн курсами. Однако, все еще заметно превалирование английского языка в дискурсе. «Иногда я сталкиваюсь с ситуацией, когда я знаю какой-то профильный термин на английском, но совершенно не представляю, как он же бцдет звучать на русском. Особенно часто такое случается с названиями документов или организаций,» – делится Дарья Хейрие, студентка 1 курса международной магистерской программы двойного диплома Глобальная безопасность, ядерная политика и нераспространение ОМУ (МГИМО-MIIS-ПИР-Центр). Студенты из Европы также отмечают, что они практически не работают с источниками не на английском языке.
Однако автор хотела бы отметить, что ситуация стремительно улучшается, особенно в отношении русского языка и других официальных языков ООН. Например, первое знакомство автора с ядерным нераспространением состоялось еще в старшей школе благодаря учебнику ПИР-Центра «Ядерное нераспространение» под ред. В.А. Орлова, в котором содержатся основы режима нераспространения и главные документы. Учебник опубликован на русском языке и находится в открытом доступе. Такие фундаментальные материалы есть минимум на всех шести официальных языках ООН. В том числе растет число профильных организаций по нераспространению по всему миру, публикующих материалы на своих родных языках. Именно для того, чтобы росло разнообразие взглядов, форматов, языков материалов по нераспространению, нам необходимо расширять возможности для получения профильного образования специалистами из разных концов света, которые смогут транслировать полученные знания в национальных экспертных сообществах.
Всегда есть, куда расти
Следует сказать, что студенты единогласно подтвердили, что исполнение рекомендаций из Исследования 2002 года видно наглядно. Однако, у любой инициативы всегда есть точки возможного роста. Студенты программы двойного диплома выделили следующее:
Деятельность в сфере образования в области нераспространения — это важнейшее условие продвижения сбалансированных подходов к проблемам безопасного развития атомной энергетики и нераспространения.Приятно видеть, что основные потребители образовательных продуктов по разоружению и нераспространению – студенты профильных программ по данной проблематике – положительно оценивают проводимые инициативы. 20-я годовщина «Исследования Организации Объединенных Наций по вопросу о просвещении в области разоружения и нераспространения» – отличный повод оглянуться назад, подвести итоги и определить стратегию дальнейшего развития. Дальше – больше!
#ООН #образование #образованиевсференераспространения #докладООН #студенты #магистерскаяпрограммадвойногодиплома #магистратурапонераспространению #стипендии #просвещение
[1] This is your COVID wake-up call: It is 100 seconds to midnight. 2021 Doomsday Clock Statement. / Bulletin of the Atomic Scientists. 27 January 2021. URL: https://thebulletin.org/doomsday-clock/current-time/ (03.01.2022).
[2] A/57/124 доклад Генерального Секретаря ООН «Исследование Организации Объединенных Наций по вопросу о просвещении в области разоружения и нераспространения». URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/a/57/124 (03.01.2022).
[3] A/55/33E Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всеобщее и полное разоружение». URL: https://undocs.org/Home/Mobile?FinalSymbol=A%2FRES%2F55%2F33&Language=R&DeviceType=Desktop (05.01.2022).
[4] A/57/60 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Исследование Организации Объединенных Наций, посвященное образованию по вопросам разоружения и нераспространения». URL: https://digitallibrary.un.org/record/479496?ln=en (03.01.2022).