Противоспутниковое оружие: страны обладатели и перспективы контроля

29 июля 2021

Артем Ломакин (Artem Lomakin)


Первым государством, которое стало разрабатывать прототипы противоспутникового оружия является США. Еще в конце 1950-х годов, ВВС США инициировали ряд исследовательских проектов по разработке специальных баллистических ракет для поражения орбитальных спутников (проект «Weapon System WS-199A»). Уже в 1958 г. было проведено 12 безрезультатных тестовых пусков на базе уже другой системы – «Bold Orion» (с носителем B-47 Stratojet). На этом завершилась разработка первого поколения американского противоспутникового оружия. Говоря об опытных образцах, которые уже были приняты на вооружение ВВС, то необходимо обозначить тот факт, что новые ракетоносители в своей конструкции несли в себе мощные ядерные заряды. Американцы опытным путем доказали, что детонация ЯО в космосе способна нарушать работу и выводить из строя при помощи радиомагнитных волн и те-мпорального ядерного фона.

К 1962 г. в США была разработана система ПВО «LIM-49 Nike Zeus», которая также состояла из ядерных боевых частей и была способна наносит удар по спутниковым системам. В 1966 г., на смену «Зевсу» пришла система ПВО «Thor», которая была на вооружении ВВС вплоть до весны 1975 г. Новая ракеты балы способна нанести удар по спутникам, которые находились на удалении от 700 до 1800 км о Земли. Одна ракета «Thor» несла в себе боеголовку Mark 49 c мощностью 1 мегатонна и с радиусом урона до 8 км.

В 1982 г., когда стало понятно, что США не смогут сохранять монополию в области противоспутникового оружия, военно-политическое руководство страны приняло решение начать разработку противоспутниковой ракеты нового поколения. Так появилась «ASM-135 ASAT». Данная двухступенчатая ракета на твердом топливе запускалась с самолета-истребителя F15. Ракета прошла все лабораторные тестирования в 1984 г. и в 1985 г. произошел единственный, на данный момент, случай поражения боевой запуск противоспутниковой ракеты по КА.

В настоящее время, США обладают внушительным арсеналом противоспутникового оружия, который был разработан в период с 1945 по 2018 гг. в рамках инициативы НПО (Национальная Противоракетная Оборона). Среди таких видов вооружений представлены следующие:

1)    GDMB (комплекс наземного базирования);

2)    Aegis Ballistic Missile Defense System, система, разработанная на базе БИУС Aegis (боевая информационно-управляющая система) с вооружением в виде корабельных ракет SM-3;

3)    Мобильный комплекс тактической ПРО THAAD;

4)    В перспективе, может быть использован в целях противоспутникового поражения система «Boeing X-37»;

Вторым государством, которое смогло развить концепцию противоспутникового оружия стал СССР. Однако, советские ученые избрали другой путь и прибегли к концепции спутника-перехватчика. Уже в 1979 г. появился так называемый «ИС» («Истребитель Спутников») и практически сразу заступил на боевое дежурство. Уже в 1980-ых гг. реализовывалась программа по созданию противоспутниковой ракеты, которая запускалась с борта МиГ-31. Кроме того, существовали проекты по ПРО и ПКО (противокосмическая оборона) «Наряд-В», для которой на основе МБО УР-100Н УТТХ (15А35) была разработана ракета для штурмовых спутников «Рокот». После прекращения существования СССР, все программы были свернуты. В настоящее время идет активная модернизация комплексов противоракетной обороны. Специалисты полагают, что система ПВО С-500 с легкостью сможет сбивать спутники на околоземной орбите до 200 км.

Весной 2020 г. были проведены испытания противоспутниковых ракет прямого перехвата: «Космос-2542» и «Космос-2543». По данным американского космического командования ВВС США, новые российские ракеты могут уничтожить любой спутник на удалении от Земли от 160 до 2000 км. Одной из последних новинок России в области противоспутниковой обороны является проект  эшелонированной территориальной системы противоракетной обороны «А-235» («Нудоль»). Данный проект был одним из немногих проектов, который был перенят российскими ученым со времён СССР, и получил, по различным слухам, свое логическое продолжение. Опираясь на обрывочные данные из СМИ и других открытых источников, было установлено, что в декабре 2018 г. система «А-235» прошла тестовое испытания. Тестирования проводились и в 2020 г., а уже в этом году, система должна быть принята на боевое дежурство ВКС РФ.

Китайская программа противоспутникового оружия стартовала в начале 2000-ых гг. и уже зимой 2007 г. были проведённых испытания первой китайской противоспутниковой ракетой. Более подробные данные и тех испытаниях засекречены, но была известна стартовая площадка запуска ракеты – космодром Сичан. Кроме того, известно, что уничтоженная цель (метеоспутник FY-1C), после уничтожения распалась на 2317 мелких фрагментов.

В 2013 г. в американских СМИ появилась информация о том[1], что 20-го июля 2013 г. КНР испытала сразу трех спутников перехватчиков, которые действовали в рамках единой программной системы. Уже в 2015 г., Китай провел успешные испытания противоспутниковой ракеты Dong Neng-3. Таким образом, по состоянию на 2021 г., Пекин обладает сразу тремя системами противоспутникового оружия.

В 2010 г. индийский советник министра обороны по науке В.К. Сарасват заявил, что отныне Индия имеет в своем арсенале оружие, способное уничтожать вражеские КА, как на низкой околоземной, так и на полярных орбитах.

В 2019 г. провела испытания противокосмической ракеты, которая поразила цель на удалении 300 км. от Земли. В результате испытаний, были зафиксированы 400 обломков космического мусора.

Самым молодым государством обладателем противоспутникового оружия, по состоянию на 2021 г. является Израиль. Совместно американо-израильский проект ракеты «Хец-3» («Стрела-3» прим. автора) представляет собой двухступенчатый ракетоноситель, созданный для перехвата спутников и баллистических ракет. После инициирования процесса разработки в 2011 г., ракета приступила к боевому дежурству лишь в 2017 г.

Сегодня, именно «четвёртое измерение», после почти 65 лет с момента начала его  активного освоения представляет собой новую угрозу для международной безопасности и являет собой новое пространство для изменений в нынешней сложной архитектуре стратегической стабильности.

Даже с учетом того, что мировое сообщество стремится укреплять меры доверия и режимы безопасности, путем тщательной верификации всех проектов по противоспутниковой обороне, контролировать деятельность каждого государства на 100% не представляется возможным. Противоспутниковое оружие имеет значительное влияние на режим стратегической стабильности. Беря во внимание тот факт, что размещение ЯО в космосе запрещено «Договором о космосе» 1967 г., военно-политические руководства ведущих мировых держав и политические элиты допускают начало «новой космической гонки» в которой будет место как боевым средствам поражения, так и место для теоретического размещения ЯО.


[1] Буров А. Китай вывел на орбиту робота-манипулятора для борьбы со спутниками : [рус.] // Зарубежное военное обозрение. — 2013. — № 10 (октябрь). — С. 91—92. — ISSN 0134-921X