Россия и Китай выступили с совместной инициативой созыва саммита государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН

29 марта 2021

Елена Зюлина (Elena Ziulina)

По итогам визита С.В. Лаврова в Китай, прошедшего 22-23 марта 2021 г., министры иностранных дел России и КНР выпустили совместное заявление по некоторым вопросам глобального управления в современных условиях. В заявлении подтверждена инициатива созыва саммита с участием Великобритании, Китая, России, США и Франция, государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые также являются пятью официальными ядерными державами. Из документа следует, что условия нарастания политической турбулентности диктует необходимость выстраивания прямого диалога о путях решения глобальных проблем человечества в интересах поддержания стратегической стабильности. Провоцирует эту турбулентность нарастающая напряженность в отношениях между Китаем и Россией, с одной стороны, и США, с другой. В своем интервью для СМИ Китая С.В. Лавров отметил стратегический характер сотрудничества России с КНР, которое оказывает стабилизирующее влияние на глобальную и региональную обстановку, и выразил общее недовольство деструктивным поведением США на международной арене.

Впервые с инициативой провести встречу лидеров государств – постоянных членов СБ ООН выступил президент России В.В. Путин 23 января 2020 г. на Всемирном форуме памяти жертв холокоста. По словам главы государства именно эти страны несут особую ответственность за сохранение цивилизации. Незамедлительно поддержали предложение Франция и Китай, позже США и Великобритания также выразили готовность принять участие во встречи. Однако в связи с вспышкой коронавирусной инфекции очная встреча, запланированная на 2020 г., была отложена на неопределенный срок.

В ходе подготовки к саммиту российская сторона предлагала рассмотреть широкий круг вопросов, а именно, коллективный подход к решению проблем сохранения мира и укрепления глобальной и региональной безопасности, контроля над стратегическими вооружениями, противодействия терроризму, экстремизму и другим вызовам, а также уделить особое внимание преодолению последствий экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Повестка дня, сформулированная в статье В.В. Путина, посвященной истории Второй мировой войны, остается актуальной и сейчас. Еще один результат, которого Россия надеялась достичь посредством сотрудничества в рамках диалога «пятерки» – это совместное заявление о недопустимости ядерной войны и невозможности в ней победить (новая формулировка заявления Рейгана-Горбачева). Однако США в декабре 2020 г. заявили о своем твердом нежелание подписывать это заявление. Тем не менее, глава МИД России С.В. Лавров в видеообращении от 24 марта 2021 г. еще раз подтвердил, что Москва открыта к многостороннему диалогу по вопросам нераспространения и разоружения на консенсусной основе со всеми странами, обладающими ядерным оружием, и последовательно выступает за переподтверждение всеми официальными ядерными державами основополагающей формулы невозможности развязывания ядерной войны.

На рабочем уровне диалог между пятью официальными ядерными державами – P5 process – идёт с 2009 г. (за исключением перерыва в 2017-2018 гг.).  Формат был призван продемонстрировать приверженность ядерных государств своим обязательствам в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), способствовать росту взаимного доверия и заложить основу для многостороннего процесса ограничения ядерных вооружений.

В 2019 г. на встрече в Пекине удалось принять официальный план работы, состоящий из пяти направлений: повышение прозрачности ядерных доктрин, разработка общего глоссария ключевых ядерных терминов, работа по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов и по Договору о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, а также содействие развитию мирного использования атома. Последняя конференция ядерной пятерки состоялась 11-12 февраля 2020 г. в Лондоне. А. Баклицкий, консультант ПИР-центра, присутствовавший на конференции в качестве участника российской экспертной делегации, отмечал, что обсуждение любых вопросов быстро переходило к перепалкам между представителями США и КНР.

Традиционно пятерка не может прийти к консенсусу по многим важным вопросам, однако добилась прогресса в продвижении прозрачности, разработки общей формы отчетности о позициях, арсеналах и доктринах, составлении согласованного глоссария ядерных терминов. За 11 лет существования форума обсуждения не продвинулись так далеко, как изначально было задумано, что вызывает критику со стороны неядерных государств и антиядерных активистов. Но вне зависимости от результатов встреч, «процесс пятерки» – в первую очередь, уникальная платформа для непосредственного поддержания диалога между официальными ядерными державами по широкому кругу вопросов нераспространения и контроля над вооружениями. Совместная работа пяти ядерных государств также призвана продемонстрировать, что «пятерка» помнит о своих обязательствах в рамках ДНЯО и готова работать для их исполнения.

Российские эксперты видят в данном формате большие возможности и перспективы. «Процесс пятерки» – уже существующая площадка для дискуссий в сфере нераспространения и контроля над вооружениями, которые напрямую касаются национальной безопасности каждой из стран-участниц форума и формируют интерес участия в процессе на высшем уровне. Так Россия и Китай пришли к инициативе созыва встречи глав государств – постоянных членов СБ ООН, преследуя цель выстраивание прямого диалога о путях решения наиболее острых проблем в этой сфере международного взаимодействия.

Таким образом, Россия при поддержке Китае по-прежнему готова к проведению встречи в рамках «процесса пятерки» на высшем уровне и ожидает реакцию новой американской администрации и других участников процесса на эту инициативу. Прогресс в переговорах возможен и должен поощряться. Проведение встречи на уровне глав государств и при приложении должных усилий ее существенные результаты помогут укрепить доверие между участниками форума, найдут положительный отклик у международного сообщества и смогут заложить основу для конструктивного диалога в дальнейшем.