3 января 2022 года сайте Министерства иностранных дел КНР было опубликовано «Совместное заявление лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений».
При этом, одновременно с публикацией Совместного заявления была представлена официальная позиция КНР, сформулированная заместителем министра иностранных дел Ма Чжаосюй (马朝旭).
Выбор представителя КНР, которому было поручено разъяснить позицию Пекина, был сделан не случайно. Так, Ма Чжаосюй отвечает за взаимодействие КНР с международными организациями и участие в международных конференциях, в системе мировой экономики, а также вопросах контроля над вооружениями. Немаловажно, что Ма Чжаосюй занимается координацией работы парткома в МИД КНР.
Комментируя позицию КПК-КНР, Ма Чжаосюй акцентировал внимание, что в настоящее время глобальная стратегическая безопасность сталкивается с множеством серьезных проблем, включая пандемию коронавируса. В этой связи Совместное заявление лидеров пяти ядерных держав нацелено на укрепление взаимного доверия и попытку начать координацию политических действий и сотрудничества.
По убеждению представителя МИД КНР, пять стран должны рассматривать совместное заявление как новую отправную точку пятисторонних взаимоотношений.
Ма Чжаосюй подчеркнул, что Китай всегда был уверен, что в ядерной войне не может быть победителей и проигравших. Причем, по словам китайского дипломата, в ходе переговоров по выработке Совместного заявления именно КНР выступила за создание пункта, что ядерные страны не станут нацеливать ядерное оружие друг на друга или на любую другую страну.
Наконец, подчеркнуто, что Китай будет делиться собственным опытом и мудростью, предлагать собственные подходы для строительства и укрепления системы глобального управления в области ядерного оружия.
Заметим, что ранее КНР уже призывала к созданию многостороннего диалога по контролю над ядерным оружием. Так, в 2019 году директор Департамента по контролю над вооружениями МИД КНР Фу Цун (傅聪) предлагал снизить роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности стран ядерной пятерки, предоставить гарантии безопасности государствам, не обладающим ядерным оружием, со стороны ядерных стран, а также укрепить международный диалог по политике в сфере ядерного оружия.
Несмотря на универсальный характер Совместного заявления, разъяснение китайской официальной позиции требует особого внимания, поскольку демонстрирует специфику подходов Пекина к современным международным отношениям.
Так, сделан акцент на проблематику «управления», которая выступает одной из стержневых конструкций «Идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» (习近平新时代中国特色社会主义思想), которые, согласно теоретическим обоснованиям, способны позволить добиться укрепления глобального управление.
Развитие «Идей Си Цзиньпина» в контексте международных отношений происходит в рамках трех положений:
(1) внесение «китайской специфики» в международные отношения, что нацелено на замену западного мышления, которое рассматривает систему международных отношений как «анархичную» и не приспособленную к управлению по своей сути среду;
(2) укрепление позиций КНР как лидера в принятии международных решений;
(3) обеспечение защиты «коренных интересов» КНР (которые можно определить как абсолютную ценность государственного суверенитета, обеспечение безопасности и содействие национальному развитию).
Во-вторых, разъяснение китайской позиции было направлено не просто на демонстрацию готовности Пекина присоединиться к международным договоренностям, но на стремление подчеркнуть, что именно КНР предложила один из ключевых пунктов заявления. Подобный подход выступает ярким примером китайской «дискурсивной силы», попытке сделать «голос Китая» достаточно громким, чтобы его учитывали все участники международного сообщества.
В-третьих, немаловажно, что Китай заявил о готовности «делиться собственным опытом», что выступает примером политической концепции «исторического мышления» (历史思维), выдвинутой Си Цзиньпином в марте 2013 г. и означающей использование опыта прошлого для обеспечения качественного управления в настоящем.
Таким образом, публикация «Совместного заявления лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений» выступает не только важным международным документом, но и маркером, позволяющим выдвинуть предположение относительно дальнейших действий КНР в ядерной сфере, которые включают: попытку активизировать процесс создания глобальной системы управления в ядерной сфере; активизацию включения позиций Пекина (в том числе и новых теоретических наработок) в общемировой дискурс по ядерному сдерживанию и нераспространению ядерного оружия; предложение Китаем собственного исторического и политического опыта для решения существующих международных вызовов в ядерной сфере.