До событий 23-24 июня 2023 г. в новейшей истории России не случалось ситуаций, когда официально признавалась угроза попадания ядерного оружия в руки акторов, имеющих неопределенный юридический статус. В разгар мятежа, организованного ЧВК «Вагнер», Зампред Совета безопасности РФ Д. Медведев отметил, что крупнейший ядерный арсенал может оказаться в руках «бандитов». Президент РФ В. Путин назвал событие, «ударом в спину», поставившим под угрозу «судьбу нашего народа».
Возникшая угроза национальной безопасности страны была быстро нейтрализована, порядок восстановлен. В короткий срок система государственного управления РФ успешно прошла серьезный тест на стрессоустойчивость. Система защиты государственного строя отработала настолько хорошо, что тема угрозы ядерному арсеналу во время марша ЧВК «Вагнер» на Москву за исключением заявления Д. Медведева не затрагивалась во внутренней повестке РФ.
Однако некоторые эксперты и политики на Западе начали активно развивать историю о неустойчивости военной машины РФ, в структуру которой входят и стратегические ядерные силы (СЯС) сдерживания. Журнал «Тайм» со ссылкой на экспертов высказался о том, что группа «Вагнер» не представляла угрозу для хорошо защищенных складов с ядерным оружием. Однако в долгосрочной перспективе США следует рассматривать сценарий вооруженного мятежа в России как потенциально возможный и выработать соответствующий план действий. Reuters отметили опасения части истеблишмента США относительно повторения сценария распада СССР и утраты контроля над частью ядерного арсенала. Среди скептиков относительно политической стабильности в РФ, как сообщали «Ведомости», были и европейские державы. Вбросы о намерении ЧВК «Вагнер» захватить склады с ядерным оружием активно осуществлялись с украинской стороны, СМИ которой писали о намерении ЧВК захватить ядерный объект 12 ГУМО в Воронежской области.
Защиту, которую невозможно преодолеть
Несмотря на попытки внести общественную панику со стороны отдельных акторов, все крупные ядерные державы продемонстрировали полную уверенность в отсутствии угрозы для ядерного арсенала РФ. Официальный Вашингтон в лице Государственного секретаря Э. Блинкена подчеркнул, что мятеж является внутренним делом РФ, и США не зафиксировали каких-либо изменений РФ в позиции России по вопросам ядерной безопасности и сдерживания. Министр иностранных дел РФ С. Лавров рассказал, что посол США в РФ Л. Трейси выразила надежду на сохранность ядерного арсенала РФ и американских дипломатов. Китай ограничился комментарием о том, что поддерживает Россию в защите государственной стабильности и достижении развития и процветания.
В экспертной среде все разговоры о возможности попадания расщепляющихся материалов или ядерных боезарядов в руки злоумышленников назвали не более, чем спекуляциями. На вопрос даже о гипотетических сценариях преодоления защиты объектов, находящихся в ведении 12 ГУМО специалисты, опрошенные ПИР-Центром отвечали коротко: «невозможно». Генерал-лейтенант (в отставке), председатель Совета ПИР-Центра, руководитель Центра военно-политических исследований факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова Е. Бужинский в комментарии для ПИР-Центра отметил, что даже в период распада СССР «не было ни одной утечки не то что боезаряда, но и расщепляющихся материалов». Такие эксперты, как П. Подвиг и П. Соков в Бюллетене ученых атомщиков выразили скепсис относительно возможности группы «Вагнер» взять под контроль «ядерную кнопку».
В эпоху нестабильных девяностых эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI считали, что система управления и контроля стратегическими ядерными силами (СЯС) РФ остается эффективной и надежной[1]. В условиях непрерывной модернизации СЯС РФ и сегодня можно утверждать о справедливости этого тезиса.
Общий вывод краток и прост: система ядерного сдерживания России может оставаться устойчивой при различного рода негативных сценариях. Выводы об угрозе российскому ядерному арсеналу или же государственному строю в целом носят характер спекуляций и являются частью информационной борьбы. Сдержанная позиция ведущих ядерных держав по ядерной проблематике во время кризиса демонстрирует тот факт, что эта сфера все еще остается наименее подверженной политическим интригам и информационным провокациям. Этот факт оставляет надежду на возможность конструктивного диалога в будущем.
[1] De Andreis M., Calogero F. The Soviet nuclear weapon legacy. – SIPRI Research Reports, 1995. – №. 10. Р.5.
Ключевые слова: Ядерное оружие; Россия
NPR/AC