Введение «Пробных правил проведения невоенных операций вооруженных сил» КНР: очередной сигнал для мира?

Эксперт ИАМП Дипломатической академии МИД России
21 июня 2022

Введение «Пробных правил проведения невоенных операций вооруженных сил» КНР: очередной сигнал для мира?

15 июня 2022 года вступил в силу приказ об утверждении «Пробных правил проведения невоенных операций вооруженных сил» (军队非战争军事行动纲要(试行)), подписанный Си Цзиньпином как председателем Центрального военного совета КНР. Хотя содержание документа пока не раскрывается, известно, что правила содержат шесть разделов, пять из которых посвящены общим принципам, системе управления, классификации операций, обеспечению операций и политической работе при проведении таких операций, — другими словами введенные правила предполагают создание общей рамки для проведения невоенных операций НОАК. Тем не менее, сообщение привело к появлению предположений, что под «невоенными операциями» может подразумеваться «воссоединение с Тайванем», появление новой «горячей точки» на планете.

Операции невоенного характера: новые методы КНР?

Практика проведения невоенных операций вооруженных сил КНР (калька с английского «military operations other than war») не является новым феноменом. Так, отмечается, что еще в 2009 году НОАК объявила о создании системы вооруженных сил, направленной на проведение операций невоенного характера, тогда как сам термин используется в НОАК с 2006 года.

В 2009 году отмечалось, что целью создания подразделений вооруженных сил для проведения невоенных операций выступает укрепление возможностей НОАК по быстрому реагированию как внутри, так и вне КНР. Тогда же в рамках обозначенной системы были созданы пять групп: (1) по реагированию в случае наводнений и катастроф природного характера; (2) по реагированию в случае землетрясений; (3) по реагирования в случае чрезвычайных ситуаций на атомных, химических или биологических объектах; (4) группировка, обеспечивающая транспортные возможности; (5) а также группировка международных миротворческих сил.

По состоянию на 2019 год отмечалось, что, несмотря на развитие в КНР системы вооруженных сил, направленной на проведение операций невоенного характера, данная сфера оставалась слабо изученной со стороны экспертного и академического сообщества западных стран (Россия здесь не исключение), что ведет к недооценке потенциала сотрудничества с Китаем в данной сфере.

Наконец, к 2019 году обозначились семь типов невоенных операций вооруженных сил КНР, среди которых: (1) аварийно-спасательные работы и операции по оказанию помощи (наводнения, землятресения, лесные пожары, а также чрезвычайные ситуации на атомных, химических и биологических объектах); (2) операции по противодействию терроризму; (3) операции по поддержанию стабильности; (4) защита суверенитета и национальных интересов (коренных интересов) КНР; (5) операции по обеспечению безопасности объектов на земле, в воде и в воздухе; (6) международные миротворческие операции; (7) международные операции по спасению и оказанию помощи.

Среди принципов невоенных операций вооруженных сил КНР выделяют: действие в соответствии с законом и правилами; быстрое реагирование и развертывание; комплексное взаимодействие КПК, местных органов власти, НОАК, а также гражданских активистов для увеличения эффекта проводимой операции; военно-гражданское взаимодействие; активизация публичной деятельности для укрепления морального духа; поддержка и продвижение принципов ООН.

Таким образом, развитие системы по управлению и проведению невоенных операций вооруженных сил КНР длится на протяжении более, чем десяти лет, что не позволяет говорить о приказе об утверждении «Пробных правил проведения невоенных операций вооруженных сил» как о новшестве в китайской практике использования вооруженных сил. Более того, предыдущий опыт и принципы уже включали защиту суверенитета и национальных интересов (коренных интересов) КНР как один из типов невоенных операций, а значит принятие правил не имеет прямой цели создания условий по воссоединению КНР и Тайваня.

«Идеи Си Цзиньпина»: дело в идеологии

Издание «Global Times» («Хуаньцю шибао»), излагающее правительственную точку зрения, комментируя приказ об утверждении «Пробных правил проведения невоенных операций вооруженных сил», отметило, что «Пробные правила» нацелены на стандартизацию и обеспечение правовой основы для выполнения китайскими войсками новых миссий невоенного характера.

Подчеркнута роль вооруженных сил КНР в борьбе с пандемией коронавируса, спасении людей от стихийных бедствий, направлении гуманитарной помощи, опыте проведения контртеррористический, антипиратских и миротворческих миссий, предотвращении международной нестабильности.

«Пробные правила проведения невоенных операций вооруженных сил» опираются на идеологическую систему «Идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи» (习近平新时代中国特色社会主义思想) (также известны как «Идеи Си Цзиньпина» – «习近平思想») и реализуются в рамках «Идей Си Цзиньпина об укреплении вооруженных сил» (习近平强军思想).

«Идеи Си Цзиньпина об укреплении вооруженных сил» рассматриваются в качестве передового образца военной философии Коммунистической партии Китая и содержат руководство для подхода к укреплению национальной обороны, созданию сильной и современной армии. Среди ключевых принципов – создание армии, подчиняющейся командованию партии, способной сражаться и побеждать; поддержание абсолютного лидерства партии над военными; повышение политической осведомленности военных; поощрение нового мышления, позволяющего военным выигрывать войны; проведение реформ и поощрение инноваций в армии; укрепление правового управления; совершенствование современной логистики в армии; модернизация вооружений и техники; укрепление стратегического потенциала; соблюдение этики и дисциплины.

Кроме того, в вокабуляре «Идей Си Цзиньпина» присутствует «Национальная стратегия комплексного военного и гражданского развития» (军民融合战略), согласно которой КНР должна обеспечить баланс экономического процветания и военной мощи.

Выводы

Таким образом, приказ об утверждении «Пробных правил проведения невоенных операций вооруженных сил» (军队非战争军事行动纲要(试行)), подписанный Си Цзиньпином, представляет собой не неожиданное нововведение в военной сфере, а логичное развитие процесса развития системы подразделений вооруженных сил КНР для проведения невоенных операций, начавшееся в середине 2000-х годов.

Появление пробных правил означает получение достаточного опыта для обеспечения нормотворческой деятельности и стандартизации. Обеспечивается провозглашаемое «Идеями Си Цзиньпина» верховенство закона.

При этом, следует учитывать ряд особенностей, в частности акцент на роль Коммунистической партии в работе вооруженных сил. Подобный аспект лишний раз иллюстрирует мысль, высказанную Си Цзиньпином на страницах журнала «Цюши»: «Чтобы понять современный Китай, нужно понять Коммунистическую партию Китая» (“读懂今天的中国,必须读懂中国共产党”). Как следствие, для понимания КНР, включая вопросы военного характера, первостепенное значение приобретает понимание тактики и стратегии КПК, ее идеологического курса и исторического опыта.