№ 1 (4), 2025. «Ключевыми словами для нас станут “независимость” и “суверенитет”»: репортаж MGIMO Journal об итогах Первого Российско-Африканского форума молодых международников по проблемам безопасности и развития

21 мая 2025

ПИР-Репортаж

С 1 по 6 октября 2024 г. в Москве прошёл Первый Российско-Африканский форум молодых международников по проблемам безопасности и развития, организованный ПИР-Центром в партнёрстве с Россотрудничеством и МГИМО МИД России. В мероприятии приняли участие дипломаты, военные, политики, а также представители науки, образования, технологий и СМИ из различных стран Африки: Республики Конго, Сомали, Танзании, Эфиопии, ЮАР и других.

Журнал «MGIMO Journal» (MJ) выпустил репортаж, где рассказал об итогах форума, его ключевых особенностях и впечатлениях участников.


Глобальная пандемия и политические просчеты властей Зурумбии привели к тому, что уровень доверия к новому правительству, практически полностью состоящему 13 представителей партии БИНТ, упал до предельно низких отметок, а общественные настроения ухудшились. Особенно острой выглядит ситуация в нефтеносном районе Захи-Захи на юге страны, где фиксируется подъем сепаратистских настроений.

По оценкам международных экспертов, государство оказалось на краю катастрофы — до точки невозврата остается около недели. В общем, дело — швах. Сложившейся в стране ситуацией могут воспользоваться как оппоненты партии БИНТ (партия «Сбитый летчик», движение «Союз доброжелателей Зурумбии»), так и внешние силы — в первую очередь, представители Демократической Республики Банании, от которой когда-то отделилась Зурумбия…

На самом деле, никакой Зурумбии, конечно, нет. Но есть группа молодых людей и девушек — студентов МГИМО МИД России и африканцев, приехавших в Москву для участия в Российско-Африканском форуме молодых международников по проблемам безопасности и развития. На один из дней форума была запланирована ситуационная игра — по кризису в некоей вымышленной Зурумбии. Oнa и стала кульминацией форума.

Цель модели – разобраться в том, что сейчас происходит в мире, провести дискуссии, направленные на поиск решений, а не на перечисление проблем.

В лекционном зале № 1 собрались молодые дипломаты, военные, политики, ученые, журналисты из Замбии, Конго (Браззавиль), Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии, ЮАР, а также студенты магистерской программы Международная безопасность, реализуемой ПИР-Центром в сотрудничестве с МГИМО МИД России.

На эту экспертную тусовку заинтересованно взирал африканский носорог. Его белая пластиковая фигурка в течение недели побывала на всех мероприятиях форума — лекциях и семинарах, на которых были затронуты такие актуальные темы, как неоколониализм и урегулирование кризисов в Африке, цифровое развитие стран южнее Сахары, деятельность БРИКС в вопросах мира и безопасности, энергетический суверенитет и добыча полезных ископаемых в Африке, а также сотрудничество России и африканских стран в области атомной энергетики.

Почему носорог? Это редкое животное считается опасным для человека. Но парадокс в том, что оно и само нaходится под угрозой исчезновения. Неслучайно носорог стал логотипом ПИР-Центра — экспертно-аналитической организации, которая вот уже 30 лет исследует проблематику международной и региональной безопасности.

Пять команд — государственники, оппозиционеры, центристы, представители этнических меньшинств / малых народностей и иностранных государств — должны были попытаться повлиять на политику страны. А для этого – выработать свою стратегию выхода из кризиса в целях дальнейшего развития.

Дирижировал процессом урегулирования кризиса консультант ПИР-Центра Леонид Цуканов. Команды были заранее ознакомлены со сценарием и особенностями своих фракций, что позволило им с первых: минут полноценно включиться в моделирование. Были проведены стадии «разработка» (выработка стратегий), «переговоры» (взаимодействие между фракциями) и «финализация» (доработка стратегий с учетом результатов первых двух этапов).

Участникам игры важно было не столько разрешить кризисную ситуацию, сколько постараться ее не усугубить. Они ее и не усугубили.

Чтобы усложнить задачу, в условия игры были включены «Черные лебеди» — труднопредсказуемые события, которые могли бы повлиять на внутреннюю и внешнеполитическую ситуацию.

Предложенный командам. сценарий предполагал межкомандное взаимодействие, хотя напрямую это и не обозначалось. Когда ставки слишком высоки, и на кону судьба страны, нужно уметь налаживать контакты не только с зарубежными партнерами, но и с внутренними оппонентами. И участники довольно быстро поняли, в какую сторону им следует дружить

Цуканов Леонид Вячеславович

По завершении первых трех фаз представители команд презентовали свои стратегии аудитории и экспертам-модераторам, а также ответили на вопросы.

По итогам анализа и систематизации выработанных стратегий эксперты-модераторы оценили результаты: действия правительства Зурумбии (БИНТ) позволили исключить вероятность военного переворота внутри страны. При этом был продолжен курс на милитаризацию, на углубление конфликта с соседней Бананией.

Оппозиционные партии (Сбитый летчик и Союз доброжелателей Зурумбии) сформировали тактическую коалицию с центристской партией «За все хорошее», однако единой стратегии выработать не сумели из-за разницы в подходах к решению экономических и внешнеполитических вопросов. По этой причине коалиция, не смога стать серьезным противовесом правящей партии.

Правительство Банании сделало ставку на поддержку коалиции оппозиции и центристов, однако контакты носили скорее тактический характер и в краткосрочной перспективе не оказали бы влияния на политику Зурумбии. С другой стороны, модель поддержки региона Захи-Захи, где ранее наблюдался рост сепаратистских настроений, была выдержана с нужными акцентами.

Все команды сделали ставку на международное сотрудничество (с преобладанием диалога с США и KHP) — в том числе в обмен на часть экономического и технологического суверенитета. Предложений развивать контакты с другими внерегиональными силами (Россия, Индия, ЕС и другими) выдвинуто не было, что поставило команды в зависимость от Вашингтона и Пекина в среднесрочной перспективе.

Предложение работать в рамках африканского континента выдвинула только правительственная партия БИНТ — однако в декларативной формулировке. И ни одна из 13 сторон не выдвинула предложений снизить напряженность между Зурумбией и Бананией по формуле деэскалации.

В результате игры кризис в Зурумбии хоть и остался на прежнем уровне, однако дополнительной эскалации допущено не было. Участникам важно было не столько разрешить кризисную ситуацию, сколько постараться ее не усугубить. Они ее и нe усугубили

Аров Святослав Александрович

Особенность игры заключалась и в том, что с африканской стороны в ней участвовали опытные, можно сказать, матерые специалисты — аналитики, сотрудники научных центров, дипломаты, даже журналисты, за плечами которых десятки форумов. МГИМО же представляли будущие международники, студенты-магистранты, народ еще зеленый, которому только предстоит наработать опыт.

Действительно, все африканцы были подкованными экспертами, с хорошим английским. Свои презентации сделали профессионально и экспрессивно. Особенно запомнился Абди Абубакар, аналитик из Сомали, он выступил настолько ярко, что своей манерой напомнил Мартина Лютера Кинга

Аров Святослав Александрович

Только неопытностью можно было объяснить некоторые накладки студентов. Например, один из них, зачитав с трибуны текст, согласованный внутри его команды, нe сумел ответить на вопрос африканца из оппозиции, заданный довольно развернуто и профессионально. Оказавшись вне зоны комфорта, студент смутился и не смог ответить, передав это право коллеге. Ну и что! Только так, набивая шишки, и нарабатывают опыт, оттачивают подходы, приобретают закалку, как говорили раньше, бойцы идеологического фронта.

К тому же, если для наших студентов ситуационная игра вокруг выдуманной страны носила исключительно отвлеченный, умозрительный характер, то для африканцев, в чьих странах реальные конфликты и кризисы порой сменяют друг друга, как времена года, эта модель дает возможность, опираясь на опыт исследования таких ситуаций у них на родине, искать подходы к решению реальных проблем — сепаратизма, терроризма. Поэтому иностранные игроки задавали не просто вопросы ради вопросов, их заинтересованность и экспрессивность имеют под собой серьезное основание.

Действительно, студенты воспринимали эту сессию скорее как игру-игру. Африканцы же были более прагматичными, вовлеченными, они удивили и нас, и авторитетных лекторов своей нацеленностью, ясным пониманием тематики, практикоориентированными и четкими вопросами

Аров Святослав Александрович

В целом игра понравилась как африканцам, так и студентам-мгимовцам. Они даже высказали пожелание проводить подобное моделирование и на других крупных мероприятиях ПИР-Центра, причем развернуть его во времени на пять и более часов, чтобы в финальных дебатах смогли поучаствовать и задать вопросы лидерам команд все желающие.

Судя по отзывам, цель модели была достигнута. Ее, открывая форум, обозначил Владимир Орлов, директор и основатель ПИР-Центра:

Разобраться в том, что сейчас происходит в мире, провести дискуссии, нацеленные на поиск решений, а не на перечисление проблем. Ключевыми словами для нас станут “развитие” и “суверенитет”, потому что только когда мы истинно независимы, мы способны достичь прогресса

Орлов
Орлов Владимир Андреевич

Данный репортаж был впервые опубликован в первом номере 2025 года журнала «MGIMO Journal» (MJ).

21 мая

MGIMO Journal (MJ)

Ключевые слова: Образование; Глобальная безопасность; Африка

ISMA, AFR

F13/AST – 25/05/21