С 22 по 26 мая 2022 года состоялся традиционный Всемирный экономический форум в Давосе, Швейцария. Главными темами форума стали последствия пандемии, борьба с изменением климата и использование технологий четвертой промышленной революции. Однако, не обошлось без обсуждения «украинского вопроса». В связи с этим, глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Мариано Гросси сделал два ярких и важных объявления касательного угрозы ядерного инцидента из-за военных действий.
Во-первых, он отметил, что Агентство смогло предотвратить распространение радиоактивного материала на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) в результате российской военной операции на Украине. По его мнению, вопрос заключается в «фундаментальное отличие между двумя соперниками» – страной, обладающей ядерным оружием и страной, которая им не обладает. Кроме того, Гросси глубоко обеспокоен возможностью ядерного инцидента, который «может произойти в результате любой кинетической атаки на атомную электростанцию или в результате любого другого выброса радиоактивного материала, как это нам, надеюсь, удалось предотвратить в Чернобыле».
Во-вторых, было сделано громкое заявление, что на Запорожской АЭС в Энергодаре имеется колоссальный запас ядерного топлива. По словам Гросси, на территории АЭС на Украине находилось порядка 30 тонн плутония и 40 тонн обогащенного урана. Он также заявил, что агентство хочет быть уверенным, что эти запасы не пропали. Директор МАГАТЭ выразил надежду, что представителям агентства удастся отправиться на АЭС, чтобы убедиться в этом, так как этот вопрос сейчас «не дает спать по ночам».
Напомним, что на территории Украины находится 15 энергоблоков атомных станций, из них 6 — на Запорожской АЭС, каждый из них дает по тысяче мегаватт мощности, всего 6000 МВт в год. Станция является одной из крупнейших в Европе. 28 февраля Минобороны России объявило о взятии под контроль Запорожской АЭС. При этом станция продолжала работу в штатном режиме, без нарушений ядерной и физической безопасности. В марте глава МАГАТЭ призвал не оказывать давление на персонал Запорожской АЭС. Кроме того, агентство неоднократно заявляло о намерениях ее посетить, о чем договаривается как с украинской, так и с российской сторонами. Глава «Энергоатома», оператора АЭС Украины, Петр Котин со своей стороны высказывал мнение, что визит МАГАТЭ на станцию в сложившейся ситуации неприемлем.
После тезисов Гросси, высказанных на Давосском форуме, в игру вступил украинский «Энергоатом» и опроверг создание опасного прецедента на Запорожской АЭС:
«На Запорожской атомной электростанции ни уран, ни плутоний, которые можно было бы использовать в военных целях, не хранились и не хранятся. А хранятся тепловыделяющие сборки, но это совсем другая история, и она называется ядерное топливо. Которое, конечно же, есть на всех АЭС мира», – сообщил “Энергоатом” в своем телеграмм-канале в среду. Компания также добавила, что на Запорожской АЭС в специальном сухом хранилище хранится отработавшее ядерное топливо, которое тоже никоим образом не касается «озвученной чепухи». При этом, в формулировке Мариано Гросси нет прямой ссылки на оружейные запасы, которые могут храниться на АЭС. В своем заявлении он обратился только к количеству запасов.
Кроме того, 27 мая руководитель госинспекции ядерного регулирования Украины Олег Корнилов заявил, что на Украине, в том числе на занятой российскими войсками Запорожской АЭС, нет запасов плутония и обогащенного урана, которые пригодны для изготовления ядерного оружия в своем официальном обращении к МАГАТЭ. С другой стороны, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что МАГАТЭ действительно пытается организовать инспекционную поездку на Запорожскую АЭС. По его словам, в настоящее время идёт согласование технических вопросов и маршрутов, по которым атомщики МАГАТЭ будут добираться до Запорожской АЭС. Это заявление лишний раз доказывает, что Россия не против чтобы агентство не только уточнило массу хранимых запасов, но и зарегистрировало их изотопный состав, а главное – не могло скрыть или фальсифицировать результаты проверки.
Если МАГАТЭ выявит, что часть хранимых запасов куда-то делась или что среди низкообогащённых топливных смесей присутствуют высокообогащённые сборки из изотопов, пригодных для создания оружия, то у агентства появится основание подтвердить позицию Москвы: Украина работала над созданием ядерного оружия. Кроме того, может выясниться, что заявление Владимира Зеленского в феврале 2022 года на Мюнхенской конференции о возможности восстановления (или обретения) ядерного статуса Украины, окажутся небезосновательными.