Опубликован новый доклад ПИР-Центра, посвященный потенциалу государств Африки южнее Сахары в области высоких технологий и перспективам продвижения интересов России по данной проблематике. Данная аналитическая записка подготовлена консультантом Программы ПИР-Центра Глобальная и региональная безопасность: новые идеи для России Леонидом Цукановым под научным руководством директора и основателя ПИР-Центра, профессора МГИМО МИД России Владимира Орлова.
По мере трансформации глобального миропорядка меняется и роль Африканского континента в системе международных отношений. Регион все больше рассматривается не только как экспортер нестабильности и площадка для геополитических игр сверхдержав, но и как бурно развивающийся рынок высоких технологий и передовых решений. Новая Африка, о которой эксперты говорят начиная с 2000-х гг., постепенно приобретает свои очертания и заявляет права на долю рынка высоких технологий.
Особенно интересно обратить внимание на Африку южнее Сахары (АЮС) — крупный кластер, в котором сохраняющееся влияние прежних связей (т.н. колониальное наследие) сочетается со стремлением национальных государств играть роль трендсеттеров в передовых отраслях экономики. Это, в свою очередь, вызывает как интерес, так и глубокую озабоченность в экспертном сообществе и среди лиц, принимающих решения, поскольку курс Африки на преобразование сопряжен с большим количеством рисков международной безопасности.
На этом фоне актуальной становится оценка текущих позиций африканских государств на рынке высоких технологий, а также роли, которую могут сыграть внешние игроки (включая Россию) в продолжающейся трансформации региона.
При проведении исследования упор был сделан на изучение ряда категорий группы высокие технологии. В частности:
- кибербезопасность и новые технологии (кибербезопасность, финтех-отрасль, робототехника, криптовалютные операции);
- энергетика (возобновляемые источники энергии, атомная энергетика);
- космические исследования (спутниковая и космическая программы);
- биотехнологии (передовые технологии в медицине).
В качестве источниковой базы исследования использованы материалы международных организаций, отчеты и доклады министерств и ведомств региона, материалы СМИ, статистические базы. Были применены такие методы как системный анализ, ивент-анализ, моделирование, SWOT-анализ, case-study и ряд других методов научного познания.
Итак, технологическое измерение стран Африки южнее Сахары находится в стадии активной трансформации. Подавляющее большинство региональных государств рассматривает сферу высоких технологий как зону потенциального развития и выражает готовность инвестировать средства в ее развитие, однако на деле устойчивые позиции имеет лишь меньшая часть из них. Наиболее активными игроками, способными действовать в высокотехнологичных отраслях на глобальном уровне, можно считать ЮАР, Нигерию, Гану и Кению.
В целом, в регионе сложились благоприятные условия для наращивания присутствия России на национальных рынках высоких технологий — в первую очередь, в части кибербезопасности и технологий цифрового правительства (E-Gov), электронного образования, а также атомной и гидроэнергетики. Москва меньше большинства конкурентов подвержена влиянию колониального дискурса, однако на нее действуют иные сдерживающие факторы.
В свою очередь, медиаобраз России в разрезе высоких технологий, несмотря на активную дискредитационную кампанию, сформирован сбалансированно, отношение бизнеса лояльное. Однако среди представителей профильных отраслей в значительной степени выражены пессимистические (в некоторых случаях алармистские) оценки перспектив и продолжительности сотрудничества России и АЮС.
Данная аналитическая записка (доклад) подготовлена в рамках реализации совместного проекта ПИР-Центра и МГИМО МИД России «Глобальная безопасность, стратегическая стабильность и контроль над вооружениями» под эгидой Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».