МОСКВА. 2 ИЮЛЯ 2025. ПИР-ПРЕСС. «Вместо того чтобы работать над устранением разногласий и достижением консенсуса по важным существенным вопросам, касающимся ДНЯО, с 2015 года государства-участники предпочитают «исправлять» обзорный процесс и даже выдвигать недальновидные предложения. На последней Обзорной конференции в 2022 году и в последующие три года государства-участники вели себя подобно оркестру, переставляющему стулья на палубе, пока злополучный «Титаник» тонул. Нынешние признаки указывают на провал очередной Обзорной конференции в 2026 г.», – Тарик Рауф, член Экспертного совета ПИР-Центра, в прошлом – руководитель Департамента по контролю и координации политики в области безопасности МАГАТЭ.
27 апреля 2026 г. начнет работу очередная Обзорная конференция ДНЯО. Еще нескоро? Мы в ПИР-Центре так не считаем. Готовиться к ней нужно загодя. Тем более учитывая, что недавние израильские и американские удары по ядерной инфраструктуре Ирана поставили под вопрос роль международно-правовых основ режима ядерного нераспространения, расшатывают его. Поэтому ПИР-Центр опросил ведущих российских и зарубежных экспертов, дипломатов, включая тех, кто в разные годы принимал участие в Обзорных процессах ДНЯО, о перспективах Конференции 2026 г. Цель проекта – осветить ключевые вызовы и возможности, стоящие перед грядущей Конференцией.
Результатом данной работы стало создание специального раздела на сайте ПИР-Центра – «Эксперты о перспективах Обзорной конференции ДНЯО-2026», объединивший комментарии 17 специалистов из разных стран: России, США, ОАЭ, Казахстана, Канады, Китая и Франции.
Среди тех, кто поделился своим видением перспектив Обзорной конференции ДНЯО-2026: Хамад Алькааби, Посол ОАЭ в Австрии и при международных организациях в Вене (по совместительству); Алексей Арбатов, академик РАН, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член Экспертного совета ПИР-Центра; Ильдар Ахтамзян, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, член Экспертного совета ПИР-Центра; Андрей Белоусов, заместитель Постоянного представителя при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве, член Экспертного совета ПИР-Центра; Александр Булычев, начальник Отдела ядерной безопасности и нераспространения ядерного оружия, ДНКВ МИД России; Виктор Васильев, постоянный и полномочный представитель Российской Федерации при ОДКБ, член Экспертного совета ПИР-Центра; Игорь Вишневецкий, независимый эксперт, заместитель директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России (2021 – 2023), член Экспертного совета ПИР-Центра; Захари Гросс, полномочный Министр, Советник, Посольство Французской Республики в России; Дастан Елеукенов, председатель Правления Казахстанского агентства международного развития «KazAID», член Экспертного совета ПИР-Центра; Жан Кошербаев, старший преподаватель кафедры международных отношений и мировой экономики Факультета международных отношений Казахского национального университета имени аль-Фараби; Владимир Кучинов, доцент кафедры «Международные отношения» Института международных отношений Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (НИЯУ МИФИ) , член Экспертного совета ПИР-Центра; Михаил Лысенко, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ (в отставке), доцент Кафедры международного права МГИМО МИД России, член Экспертного совета ПИР-Центра; Адлан Маргоев, научный сотрудник Института международных исследований и преподаватель кафедры востоковедения МГИМО МИД России; Тарик Рауф, бывший руководитель департамента по контролю и координации политики в области безопасности МАГАТЭ, член Экспертного совета ПИР-Центра; Дарья Селезнева, младший научный сотрудник Сектора военно-политического анализа и исследовательских проектов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН; Ли Сикуй, профессор Института региональных и страновых исследований Университета международного бизнеса и экономики (Пекин, Китай); Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Сектора военной экономики и инноваций ИМЭМО РАН, член Экспертного совета ПИР-Центра.
Большинство экспертов сошлись во мнении, что Конференция 2026 г. станет продолжением Обзорного процесса ДНЯО предыдущих этапов 2015 г. и 2022 г.: итоговый документ принят не будет, а мероприятие станет рядовым.
«Обзорная конференция 2026 года, как мне представляется, состоится и пройдет, если ничего существенного в международной обстановке не произойдёт, в обычном режиме с принятием технического итогового документа», – отмечает Владимир Кучинов, доцент кафедры «Международные отношения» Института международных отношений Национального исследовательского ядерного университета НИЯУ МИФИ, член Экспертного совета ПИР-Центра.
Игорь Вишневецкий, независимый эксперт, в прошлом – заместитель директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России (2021–2023), подчеркивает неопределенность итогов будущей Конференции: «Прогнозировать итоги Обзорной конференции ДНЯО 2026 года сложно. Результаты будут зависеть от геополитической ситуации и позиций сторон. Если бы конференция проходила в этом году, договориться о чем-либо было бы невозможно. Итог, вероятно, повторил бы результаты предыдущей конференции, где не удалось согласовать итоговый документ. Хочется надеяться, что к 2026 году геополитическая обстановка улучшится, и стороны найдут общий язык за столом переговоров. На данный момент иные гипотетические рассуждения едва ли уместны».
Отмечая перспективы грядущей Обзорной конференции ДНЯО-2026 г. как «пессимистичные», свое решение для выхода из тупика в Обзорном процессе ДНЯО предложил Виктор Васильев, постоянный и полномочный представитель Российской Федерации при ОДКБ, член Экспертного совета ПИР-Центра: «Что необходимо? Здравый смысл. Back to common sense and reason».
В то же время, среди тревожных нот есть и доля оптимизма. Например, Захари Гросс, Полномочный министр, Советник посольства Французской Республики в России возлагает на Конференцию по рассмотрению действия ДНЯО 2026 года «три надежды: что она недвусмысленно подчеркнет ключевой вклад ядерной энергетики в ограничение изменения климата; что она сможет обеспечить надежность соглашения по ядерной программе Ирана; и что она предоставит значимую возможность для диалога между ядерными и неядерными государствами по вопросам ядерной транспарентности, управления рисками и отчетности о выполнении статьи VI ДНЯО. На Россию возлагаются большие надежды, и что она внесёт конструктивный вклад по всем трем направлениям».
Рассчитывает на получение практических результатов по итогам Конференции и Хамад Алькааби, Посол ОАЭ в Австрии и при международных организациях в Вене (по совместительству): «ОАЭ рассматривают предстоящую Конференцию как возможность укрепить цели Договора о нераспространении ядерного оружия, в том числе через такие меры, как снижение ядерных рисков, повышение прозрачности действий участников и возобновление диалога по вопросам разоружения. Не менее важно продолжать поддерживать мирное сотрудничество в ядерной сфере при условии строгого соблюдения международного контроля. Даже при серьезных разногласиях между странами, итоговый документ Обзорной конференции может быть сбалансированным и содержательным — всё зависит от политической воли и готовности идти на компромиссы».
С полными версиями экспертных комментариев можно ознакомится на сайте ПИР-Центра, в специальном разделе на русском или английском языке. В этом же разделе вы можете ознакомиться с мнениями о значении бессрочного продления ДНЯО в 1995 г.
Также на сайте вы можете найти подборку избранных публикаций ПИР-Центра, посвященных Обзорной конференции ДНЯО 1995 г. и бессрочному продлению ДНЯО. Данный раздел доступен на русском и английском языках.
Ключевые слова: ДНЯО; Ядерное нераспространение; ОК ДНЯО
NPT
E16/AST – 25/07/02