40 дней со дня смерти советского и российского дипломата Алексея Обухова

24 ноября 2022

24 НОЯБРЯ. МОСКВА. ПИР-ПРЕСС. «Алексей Александрович был яркой и выдающейся личностью – искусный дипломат, оригинальный мыслитель, известный искусствовед, – он был примером того, как многогранно может реализоваться человек, даже будучи ограниченным долгом и особенностями государственной службы. Его уход – это огромная потеря для тех, кто знал его лично, но особенно – для российской дипломатии и для страны в целом,» – Е.П. Бужинский, председатель Совета ПИР-Центра.

16 октября скончался выдающийся советский и российский дипломат Алексей Александрович Обухов. Сегодня прошло 40 дней cо дня смерти Алексея Александровича.  На дипломатической службе А. А. Обухов успел внести значительный вклад в развитие целого ряда важнейших направлений советской и российской внешней политики: был одним из авторов ряда соглашений в сфере контроля над вооружениями, курировал вопросы отношений с США, c 1992 по 1996 г. был Послом России в Дании, подготовил межгосударственный Договор о российско-литовской границе.

Послужной список Алексея Александровича в сфере контроля над вооружениями и нераспространения впечатляет:  он был участником советско-американских переговоров по вопросам ограничения и сокращения стратегических вооружений (переговоры по ОСВ, СНВ-1, СНВ-2) и о запрещении ядерных испытаний, в 1987 г. был заместителем руководителя делегации СССР на советско-американских переговорах по ядерным космическим вооружениям. В 1988 согласовывал проект Соглашения об уведомлениях о запусках баллистических ракет. Своим опытом и знаниями А. А. Обухов поделился в ряде научных работ, посвященных тематике нераспространения и контроля над вооружениями: «На пути к военной разрядке», «Советско-американские отношения: прошлое и настоящее», «Эдвард Теллер: наследие термоядерной бомбы», «Ядерное нераспространение: краткая энциклопедия». Ряд его работ были опубликованы в изданиях ПИР-Центра, в частности серии «Индекс Безопасности». Одна из самых известных – «Ядерное оружие и христианская этика» – была также переведена на английский язык и получила высокую оценку зарубежных исследователей. В ней А.А. Обухов раскритиковал попытки найти какую-то связь между деяниями русского святого Серафима Саровского и местом создания первой советской водородной бомбы – г. Саровом (до 1994 г. Арзамас-16), где располагается монастырь имени святого:  «Думается, помещать православную традицию в ядерную бомбу не следует, не следует совершать насилие над христианской моралью, уподобляясь невольно экстремизму фундаменталистов, призывавших в свое время к созданию, например, исламской атомной бомбы. Думается, любое поползновение приклеить к атомной бомбе ярлык исламской, конфуцианской, англиканской, буддийской, католической или православной принадлежности способно лишь придать дополнительное измерение историческому спору между конфессиями. Стоит ли разбрасывать семена раздора, раскалывать мир по признаку той или иной цивилизации? Это явилось бы попятным движением в направлении эпохи религиозных войн. Смиреннейший Серафим рука об руку с ядерной бомбой – это противоестественный образ. Испрашивать физического или духовного исцеления у покровителя 50-мегатонной кузькиной матери, после взрыва которой острова Новой Земли, по слухам, сменили свои географические координаты, а по тундре еще долго бродили стада оленей, ослепших от небывалой небесной вспышки, было бы вряд ли возможным для немалого числа верующих, да и неверующих.»

Алексей Александрович всегда очень тепло относился к ПИР-Центру, участвовал в мероприятиях ПИРа. Последним таким мероприятием стал экспертный семинар ПИР-Центра «30 лет российского ядерного правопреемства», проведенный 23 декабря 2021 г. Даже о самых сложных вопросах или моментах российской истории он мог говорить легко, непринужденно, с присущим ему красноречием и юмором, вкладывая при этом в свои слова важный смысл. Таким было и его напутствие участникам дискуссии: «Сошлюсь на свой опыт участника советско-американских переговоров по ОСВ. Долгое время мне довелось поработать составителем проектов речей для руководителя советской делегации [в 1969 г.], выдающегося дипломата – посла Семёнова Владимира Семёновича. Проекты тщательно обсуждались на рабочих совещаниях, было много идей. Если встречалось что-то интересное, но необычное, что трудно принять с ходу, Семёнов нередко – полушутя и полусерьёзно – возглашал: считайте, что запустили блоху в ухо. Переспим, утром подумаем – включать в текст речи или нет. Исхожу из того, что взгляды, прозвучавшие в ходе нынешней дискуссии, послужат такой будоражащей блохой в ухе, стимулом в пользу новых конструктивных и равноправных договорённостей на благо мирного развития прочь от ядерных угроз и противостояний.»

В память об А.А. Обухове на сайте МИД России был опубликован некролог: «На всех постах и участках работы А.А.Обухов являл собой образец достойного служения Родине. Его отличали высокий профессионализм, исключительные трудолюбие и целеустремленность, принципиальность и требовательность, которые гармонично сочетались с душевной добротой и теплым отношением к людям. Заслуги А.А.Обухова на дипломатической службе были неоднократно отмечены государственными и ведомственными наградами. Светлая память об Алексее Александровиче, опытном дипломате и надежном товарище, внимательном и отзывчивом наставнике, навсегда сохранится в сердцах тех, кто с ним работал.»

ПИР-Центр выражает глубокие соболезнования семье Алексея Александровича, близким и друзьям выдающегося российского дипломата. Светлая память.