Месяц назад, 26 августа, завершилась X Обзорная конференция Договора о нераспространении ядерного оружия (ОК ДНЯО). Работа конференции, к сожалению, не увенчалась принятием итогового документа. Страны Запада поспешили обвинить в этом Россию, выступившую против попыток политизации ситуации, сложившейся вокруг Запорожской АЭС.
ПИР-Центр, внимательно следивший за ходом работы X ОК ДНЯО, представляет вашему вниманию дайджест публикаций мировых СМИ, посвящённых окончанию работу ОК ДНЯО 2022 г.
Великобритания
The Guardian: Неспособность согласовать совместное заявление после четырех недель дебатов и переговоров между 151 страной в ООН в Нью-Йорке является последним ударом по надеждам на сохранение режима контроля над вооружениями и сдерживание возобновления гонки вооружений.
Сара Бидгуд, директор Евразийской программы по нераспространению в Центре исследований нераспространения имени Джеймса Мартина, сказала, что ДНЯО не был непоправимо нарушен и что любая другая страна приняла бы текст.
Беатрис Фин, исполнительный директор Международной кампании за ликвидацию ядерного оружия, заявила, что элементы разоружения в предлагаемом тексте уже были разбавлены всеми пятью официальными ядерными державами, признанными договором. Фин отмечает, что продолжающаяся неспособность конференций по рассмотрению действия ДНЯО найти точки соприкосновения означает, что для стран тем более важно присоединиться к Договору о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО).
Германия
Deutsche Welle: Последняя конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия завершилась провалом в пятницу после того, как Россия заблокировала согласование итогового документа.
Игорь Вишневецкий, заместитель директора Департамента нераспространения и контроля над вооружениями МИД России, настаивал на том, что многие страны, а не только Россия, не согласны с «целым рядом вопросов» в документе.
Четыре упоминания Запорожской АЭС заставили бы участников Договора выразить «серьезную озабоченность военной деятельностью» на объекте и других атомных станциях или вблизи них, признать потерю Украиной контроля над районом и неспособность МАГАТЭ обеспечить сохранность своих ядерных материалов.
Израиль
The Times of Israel: Представитель России Игорь Вишневецкий заявил, что проекту окончательного текста, который занимал более 30 страниц, не хватало «сбалансированности».
Нейтральная и неядерная Австрия осудила в субботу позицию на переговорах крупных держав, а не только России. «В то время как три четверти из 191 подписавшего государства поддерживают заслуживающий доверия прогресс в ядерном разоружении, сопротивлялись в основном государства, обладающие ядерным оружием, и прежде всего Россия», – говорится в заявлении правительства в Вене.
Катар
Al Jazeera: Президент конференции Густаво Злаувинен из Аргентины заявил, что она «не в состоянии достичь соглашения» после того, как Россия выразила несогласие с текстом.
Индонезия, выступая от имени Движения неприсоединения, в состав которого входят 120 развивающихся стран, выразила разочарование в связи с неудачей, назвав заключительный документ «чрезвычайно важным».
Ребекка Джонсон, президент-основатель Международной кампании за ликвидацию ядерного оружия, заявила, что разочарована результатом. «ДНЯО долгое время терпел неудачу, потому что он, по сути, используется ядерными государствами, для усиления обоснованности, которую они придают ядерному оружию. Здесь это происходит в то время, когда Россия начала вторжение против Украины, но также угрожала применением ядерного оружия, в котором сдерживание явно потерпело неудачу».
Китай
Xinhua: Густаво Злаувинен, председатель 10-й обзорной конференции, выразил большое разочарование тем фактом, что конференция не смогла достичь консенсуса по итоговому документу. Нынешняя международная обстановка оказала весьма негативное влияние на переговорный процесс и итоги этой обзорной конференции…, сказал он.
Китайская делегация… раскритиковала Соединенные Штаты за их негативные шаги в области разоружения, включая их одержимость стратегической конкуренцией крупных держав и попытки добиться абсолютного стратегического преимущества, укрепить военные союзы, разжечь блок конфронтации на восточной и западной сторонах Евразийского континента и продвигаться вперед с передовым развертыванием ядерных ракет и других стратегических сил; и отвергла необоснованные обвинения Соединенных Штатов в том, что Китай ускоряет расширение своего ядерного арсенала и что Китай не желает вести предметный диалог с американской стороной по ядерному разоружению.
Китайская делегация также выразила решительное несогласие с сотрудничеством между Соединенными Штатами, Великобританией и Австралией в области атомных подводных лодок; предостерегла Японию и другие соответствующие страны от повторения соглашений НАТО о совместном использовании ядерного оружия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В своем выступлении на заключительном пленарном заседании [посол Китая по вопросам разоружения] Ли [Сун] сказал, что, хотя на этой конференции не был принят заключительный документ, государства-участники полностью выразили свои различные мнения, позиции и требования в поисках точек соприкосновения, несмотря на сложные разногласия.
Пакистан
Urdu Point: Россия надеется, что атмосфера во время следующей конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 2026 году будет совсем иной и даст больше шансов на переговоры.
В этом году конференция по рассмотрению действия ДНЯО завершилась в конце августа и не достигла консенсуса на фоне основного спорного вопроса по Украине.
Государства коллективного Запада хотели осудить действия России вокруг Запорожской АЭС, в то время как Москва рассматривала их позицию как чисто политический шаг по дальнейшей изоляции России.
Россия
RT: По словам спецпредставителя президента США по ядерному нераспространению Адама Шейнмана, выступившего на заседании, Москва в последний момент потребовала внести ряд изменений в документ. В свою очередь, российская делегация указала на то, что ряд стран на протяжении всей конференции пытались политизировать процесс обсуждения актуальных вопросов и навязывать свою повестку. В связи с этим ответственность за отсутствие итогового документа РФ возложила на Украину и её западных партнёров.
При этом в тексте проекта итогового документа не был отражён ряд актуальных вопросов, касающихся непосредственно повестки обзорной конференции ДНЯО. На это в своём выступлении обратил внимание Андрей Белоусов. Он уточнил, что речь идёт о прекращении действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), участии неядерных государств в совместных ядерных миссиях и коллективном согласии членов НАТО на применение ядерного оружия и его размещение на территории неядерных государств альянса.
Известия: РФ считает, что на ОК важно было концентрироваться на глобальных вопросах, а не на конкретных ситуациях. По словам Густаво Злаувинена, она предложила изменить формулировки по части Запорожской АЭС и Будапештского меморандума (документ, согласно которому Украина после развала СССР отказалась от ядерного оружия взамен на гарантии ее безопасности), но другие делегации их не приняли.
В России при этом исход нынешней конференции провальным не считают. «Если бы документ, который не удовлетворяет ни одно из государств-участников, был принят, это повлекло бы, на наш взгляд, большие негативные последствия для договора и его режима, чем отсутствие такого документа», – пояснил Андрей Белоусов.
— Страны – участницы ДНЯО постарались максимально сгладить противоречия. В этом радикальное отличие от 2015 года с похожей общеполитической ситуацией, – пояснил «Известиям» ведущий научный сотрудник Венского центра по разоружению и нераспространению (VCDNP) Николай Соков.
США
ABC News: Вопросом, изменившим динамику конференции, стало вторжение России в Украину 24 февраля… Оккупация Запорожской АЭС на юго-востоке Украины, а также захват Чернобыльской АЭС, места самой страшной ядерной катастрофы в мире в 1986 году, возобновили глобальные опасения по поводу еще одной ядерной чрезвычайной ситуации.
Четыре ссылки в проекте итогового документа на Запорожскую АЭС, где Россия и Украина обвиняют друг друга в обстрелах, заставили бы стороны ДНЯО выразить «серьезную озабоченность военной деятельностью» на объекте и других атомных станциях или вблизи них.
После того, как конференция не смогла принять этот документ, десятки стран взяли слово, чтобы высказать свои мнения… Страны выразили глубокую обеспокоенность тем, что Россия подрывает международный мир и цели ДНЯО, «ведя свою незаконную агрессивную войну против Украины».
Адам Шейнман, специальный представитель США по вопросам ядерного нераспространения, отметил, что в окончательном проекте ни разу не была названа Россия, и он сказал, что в нем занижена ситуация на Запорожском заводе «и не было признано то, что мы все знаем как правду — что риск радиологической катастрофы существует только из-за войны выбора России».
Voice of America: Посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд заявила Совету Безопасности, что администрация Байдена стремится к консенсусному итоговому документу, который укрепляет ядерный договор и признает «то, каким образом война России и безответственные действия на Украине серьезно подрывают главную цель ДНЯО».
…В проекте заключительного документа будет выражена глубокая озабоченность «тем, что угроза применения ядерного оружия сегодня выше, чем когда-либо со времен разгара холодной войны, и ухудшением международной обстановки в области безопасности»…
Дипломаты и ядерные эксперты, наблюдавшие за переговорами за закрытыми дверями, ссылались на разногласия между Китаем и Западом, которые могли бы заблокировать соглашение по итоговому документу, но, похоже, были урегулированы в окончательном проекте.
The Hill: Это осталось незамеченным, но администрации Байдена и Трампа согласны в чем-то важном: отказываясь присоединиться к переговорам по контролю над вооружениями, Китай попирает Договор о нераспространении ядерного оружия, краеугольный камень контроля над ядерными вооружениями.
С избранием Байдена некоторые, в том числе и мы, опасались, что внимание Вашингтона к зацикленности Китая на ядерном оружии потускнеет. Казалось, Байден будет закрывать глаза на плохое поведение Китая в ядерной области.
Мы были неправы. Президент Байден хорошо использовал провалившуюся Конференцию по рассмотрению действия ДНЯО этим летом, чтобы призвать Китай принять на себя «ответственность как государства, обладающего ядерным оружием в рамках ДНЯО, и члена P5 за участие в переговорах, которые уменьшат риск [ядерных] просчетов и устранят дестабилизирующую военную динамику».
Китай продолжает настаивать на том, что нет никаких оснований для переговоров, пока Соединенные Штаты не сократят свой арсенал. Это уклонение от ответа. С 1968 года, когда ДНЯО вступил в силу, по 2020 год Соединенные Штаты сократили свой ядерный арсенал почти на 90 процентов. Более того, Статья VI требует, чтобы государства, обладающие ядерным оружием, вели переговоры немедленно, а не откладывали их до тех пор, пока условия не будут наилучшим образом устраивать одну из договаривающихся сторон.
Council on Foreign Relations: Неспособность достичь консенсуса по итоговому документу вполне ожидаема, учитывая продолжающуюся войну России против Украины, особенно ее безответственное использование территории вокруг Запорожской атомной электростанции, что сделало невозможным достижение общих позиций. Действительно, согласованные заключительные документы являются скорее исключением, чем правилом на обзорах ДНЯО. Они действительно были относительно близки, но Россия наложила вето на это заявление в последний час.
Однако, даже если бы это препятствие было преодолено, было бы множество других предупреждающих знаков, и пятьдесят два года спустя после вступления в силу компромиссы, заложенные в основу ДНЯО, нуждаются в пересмотре. Политическое руководство отсутствовало на ОК.
Россия выделяется как исключение с точки зрения результатов этой ОК. По большей части африканские государства поддержали существенные аспекты заключительного документа, как бы он ни был размыт.
Россия не смогла смириться даже с косвенными признаками того, что ее действия вызвали серьезную ядерную опасность.
ОК ДНЯО подтвердила давние разногласия по ряду вопросов, главным образом по прогрессу (или его отсутствию) в области ядерного разоружения, ядерной политике государств, обладающих ядерным оружием, совместному использованию ядерного оружия, ядерной декларативной политике и негативным гарантиям безопасности, а также стандартам проверки. Также возникли новые разногласия, в том числе опасения по поводу приобретения Австралией атомных подводных лодок. Сообщается, что дипломатам удалось найти компромисс по всем этим вопросам. Многие представители неправительственных организаций охарактеризовали итоговый проект как безвкусный до неуместности. Тем не менее, учитывая диапазон разногласий, кажется примечательным, что консенсус, по-видимому, был в пределах досягаемости.
Если рассмотрение ДНЯО превратится в пустой дипломатический ритуал, это поставит под угрозу нормы нераспространения и неприменения ядерного оружия, закрепленные в ДНЯО.
Южная Корея
The Korea Times: Именно во время обзорных конференций мы отмечали редкие моменты, когда P5 была единой. Но не в этот раз. Конфликт на Украине сделал это возможным. Это разделение внутри «пятерки» и их союзников оказалось последним гвоздем в крышку гроба 10-й обзорной конференции.
Глобальные последствия провала этой обзорной конференции ужасны. Что касается Восточной Азии, то здесь есть несколько весьма специфических проблем.
Разработка ядерного оружия Китаем будет продолжаться, что усугубляется тем фактом, что он делает это при абсолютном отсутствии прозрачности. Это отсутствие прозрачности включает в себя потенциальное развертывание в Южно-Китайском море, что противоречит Зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии. Напряженность в регионе останется высокой, с его растущей милитаризацией и усилением соперничества между Китаем и Соединенными Штатами.
КНДР будет еще смелее ставить ядерное сдерживание в центр своей внешней политики, продолжая разрабатывать, совершенствовать и испытывать свое оружие и системы доставки, отбрасывая любые надежды на мир и стабильность на Корейском полуострове.
В Республике Корея эта неудача может еще больше воодушевить появляющиеся голоса в пользу принятия политики ядерного сдерживания и разработки собственного ядерного оружия.
В Японии эта ситуация может подлить масла в огонь призывов к Японии и Соединенным Штатам заключить соглашение о совместном использовании ядерного оружия, в соответствии с которым американское ядерное оружие могло бы базироваться в Японии, или даже разработать свое собственное ядерное оружие.
Чтобы следующая обзорная конференция имела хоть какие-то шансы на успех, необходимо предпринять определенные действия. Крайне важно, чтобы в период до 11-й конференции ее председатель провел серьезные и широкие консультации. Необходимо приложить усилия для прекращения войны в Украине мирным, значимым и прочным образом, в противном случае она будет продолжать вызывать глубокие разногласия. Необходимо добиться определенного прогресса в вопросе о зоне, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке. Необходимо поддерживать достойные инициативы, в том числе Хиросимский план действий премьер-министра Японии Фумио Кисиды, Стокгольмскую инициативу и Инициативу по нераспространению и разоружению.
Япония
Nippon: Премьер-министр Японии Фумио Кисида в субботу раскритиковал Россию после того, как ключевая конференция по нераспространению ядерного оружия в Нью-Йорке завершилась провалом после почти четырехнедельных переговоров.
«Крайне прискорбно, что консенсус не был достигнут из-за противодействия со стороны одной страны, России», – сказал Кисида журналистам.
The Asahi Shimbun: Пережившие атомную бомбу и японские антиядерные активисты раскритиковали Россию за неспособность конференции ООН по рассмотрению действия договора о ядерном разоружении принять совместную декларацию, а также осудили высокомерие четырех других ядерных держав.
«Тем не менее, российское правительство продолжало пытаться оправдать свои собственные действия», – говорится в заявлении.
В заявлении отмечалось, что четыре другие ядерные державы, включая Соединенные Штаты, также не смогли серьезно выполнить свои обязательства по ядерному разоружению, назвав их «высокомерными».
Ключевые слова: ДНЯО; Ядерное нераспространение; Контроль над вооружениями