МОСКВА. 24 ФЕВРАЛЯ 2022. ПИР-ПРЕСС. «Появление новых ядерных государств, несомненно, станет новым вызовом для России, а в каких-то случаях и прямой угрозой ее безопасности и интересам. Так, израильский и индийский ядерные арсеналы не расцениваются как угрозы, но являются вызовами. А вот появление ядерного оружия у Украины, безусловно, будет угрозой безопасности России, то же самое можно сказать в отношении Турции, Саудовской Аравии, Ирана. ПИР-Центр сейчас ведет работу над проектом «Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире», в котором рассматриваются перспективы появления новых гос-в на карте мира в ближайшие 5-10 лет. Наибольшее беспокойство вызывает регион Восточной Азии: Япония, Республика Корея. Япония имеет большие технологические возможности, но политические риски не очень велики. В Республике Корея эти риски более высокие, т.к. к высоким технологическим возможностям прибавляются высокие политические риски и тот факт, что ведется работа над носителями. Появление ядерного оружия у РК стало бы для нас серьезным вызовом, ударом по архитектуре международной безопасности ввиду прямого нарушения ДНЯО.» – прокомментировал директор ПИР-Центра В. А. Орлов.
Директор ПИР-Центра В. А. Орлов дал интервью научному сотруднику Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО А. Р. Маргоеву и младшему научному сотруднику Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Д. А. Селезневой. Интервью проводилось в рамках исследования о влиянии противостояния великих держав на перспективы режима ядерного нераспространения, проводимого А. Р. Маргоевым и Д. А. Селезневой.
В начале интервью В. А. Орлов ответил на вопрос о гарантах режима нераспространения и растущей роли Китая в регулировании данных вопросов : «Когда мы говорим о гарантах режима нераспространения, я представляю себе двойную матрешку. Первая часть матрешки – это тройка: Россия, США, Великобритания. И наша склонность забывать про Великобританию, говоря лишь о России и США как об основных гарантах, – это ошибка. Не просто потому, что она депозитарий ДНЯО, но и потому что у англичан сохраняются эффективные, зачастую непубличные инструменты воздействия на нарушителей режима нераспространения. Так, еще с имперских времен у Лондона сохранилась хорошая система сбора информации, чего сегодня не хватает , например, России. Во второй части матрешки – находятся Китай и Франция. Франция пока что мало может на что-либо повлиять, хотя пытается. А вот Китай раньше не имел такого влияния, но сейчас уже им обладает. И делает это довольно неприметно, спокойно и с пониманием своих целей.»
При этом, В. А. Орлов отметил, что Россия и Китай работают сейчас по похожим лекалам нераспространения и ожидается, что в ближайшем будущем эта тенденция не изменится. В то же время расхождения между Россией и США, и Китаем и США усиливаются: «В этом смысле, тезис о том, что Россию и США связывает неразрывная шелковая нить в вопросах контроля над вооружениями, как минимум, требует переосмысления. На наших глазах в начале этого года произошла замена сепаративного подхода, при котором общее состояние двусторонних отношений не сказывалось на диалоге по контролю над вооружениями, холистическим подходом, который предполагает увязывание вопросов контроля над вооружениями с другими вопросами российско-американских отношений.»
Также, директор ПИР-Центра отметил, что «шахматной доской» для новой «большой игры» сейчас (не)заметно становится АТР. « Много разговоров ведется о введении моратория на размещение РСМД в Европе. Но такая постановка вопроса может подразумевать карт-бланш на размещение РСМД в АТР, например, для американцев. И вполне ясно, что сейчас Россия и Китай здесь играют в пас, пытаются перестраховаться.»
Кроме того, в ходе интервью были затронуты вопросы по российско-американским противоречиям в сфере нераспространения, нюансам российско-китайского диалога, ядерным программам КНДР и Ирана.
Проект ПИР-Центра «Новая ядерная девятка?» направлен на изучениe перспектив появления новых ядерных государств на карте мира. По вопросам, связанным с проектом, обращайтесь к Сергею Семенову semenov@pircenter.org