Статус: Открыт

Интервью с заместителем руководителя российской делегации на X ОК ДНЯО Игорем Вишневецким с завершающего заседания конференции 2022 г.

27 августа 2022

В Нью-Йорке подходит к концу Х Обзорная конференция по рассмотрению действия ДНЯО (1–26 августа 2022 г.). Данное заседание, на котором должно было бы стать известно, был ли принят итоговый документ Конференции, несколько раз переносился. На часах 19:15 (по Нью-Йорку). Участники процесса все еще ждут финального решения ОК ДНЯО. Руководителю делегации ПИР-Центра на X ОК ДНЯО Елене Карнауховой удалось обсудить переговорный процесс с заместителем директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИР РФ, заместителем руководителя российской делегации на X Обзорной конференции ДНЯО Игорем Вишневецким.

Игорь Станиславович, как Вы оцениваете ход и возможные итоги Х Обзорной конференции ДНЯО? Будет ли принят консенсусный итоговый документ Конференции?

Обзорный процесс состоялся. Мы в этом абсолютно убеждены. Он шел долгих 7 лет. Несмотря на все сложности на международной арене состоялась и сама Обзорная конференция по ДНЯО. Вы знаете, не в финальном документе дело, а в дискуссиях и обмене мнениями. В рамках Х ОК ДНЯО было обозначено много новых интересных моментов по всем трем столпам Договора. Мысль работает и бьется – это уже хороший итог. В этом и суть всего обзорного процесса по Договору о нераспространении ядерного оружия. Х ОК ДНЯО показала, что ДНЯО все еще существует и успешно функционирует. Конечно, есть разделительные линии. Но обзорный процесс – это именно то, что объединяет нас. 

На последней неделе основной фокус дискуссии был смещен на украинские события. Есть мнение, что союзники России по ОДКБ не проявили должную, активную поддержку нашей позиции. Согласны ли Вы с такими оценками?

Нет, не согласен. Это не так. У нас хорошо отлажен процесс координации по линии ОДКБ. Мы на одной волне. Конечно, есть нюансы. Главное, что все государства-члены ОДКБ готовы к диалогу по вопросам нераспространения, разоружения и координации.

В кулуарах распространяются слухи, что итоговый документ Конференции принят не будет. Наверняка в этом обвинят Россию. Что мы можем сказать в защиту нашей позиции?

Мы привыкли, что нас постоянно обвиняют и спокойно относимся к этому. История всех рассудит, переживать не стоит. Некоторые страны хотят превратить ОК ДНЯО в показательный процесс по Украине, что не имеет никакого отношения к действительности, к повестке ядерного нераспространения. А если и имеет, то только косвенное – в контексте ситуации вокруг Запорожской АЭС. Никто не говорит правду: Украина обстреливает АЭС, а никто об этом здесь не говорит. Европейские страны не демонстрируют никакого чувства самосохранения. Они удивительно беспечны. Европейские страны могли бы образумить своих, так называемых, украинских партнеров – перестать давать им деньги, оружие. Но они этого не делают, и все во имя великой цели – выступить единым фронтом против России.

Европейцы сами по себе ведут себя так, скажем, не рационально? Во время нашего пребывания в Нью-Йорке приходилось много слышать о том, что российская и американская делегация плотно взаимодействуют в рамках обзорного процесса. Так ли это?

Речь идет именно о европейской позиции. Я не могу сказать, что мы очень активно работали с американской делегацией в рамках Х ОК ДНЯО. Контакты были, но, как Вы знаете, стратегический диалог у нас заморожен. В контексте украинских событий США не проявляют готовность активно взаимодействовать с Россией, хотя интерес к диалогу, конечно, есть.