Переговоры о восстановлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) вот уже почти месяц как вошли в завершающую фазу. Однако в последние дни в деле восстановления «ядерной сделки» наметился опасный регресс.
В разгар 10-й Обзорной конференции ДНЯО, 8 августа, координатор от Евросоюза распространил окончательный текст соглашения о восстановлении СВПД. Сторонам оставалось только решить, приемлем ли для них данный проект или нет. На тот момент казалось, что восстановление сделки – вопрос нескольких дней.
Несмотря на завышенные ожидания, к середине августа процесс одобрения предлагаемого соглашения стал затягиваться. Памятуя о событиях 2018 года, Иран потребовал предоставить гарантии того, что он сможет воспользоваться экономическими выгодами в результате возобновления сделки, а также финансовую компенсацию в случае повторного выхода США из СВПД.
В 20-х числах августа появилась новость о том, что Иран отказался от требования об исключении КСИР из американского списка террористических организаций. Подобный шаг Ирана на словах был воспринят в ЕС и США как разумный, и вскоре американские предложения были направлены в Тегеран. Несмотря на это, появилась информация, что в американском ответе все дополнительные требования иранской стороны были отклонены; в частности, США продолжали настаивать, чтобы уровень обогащения иранского урана не превышал 4%.
В итоге, 2 сентября Тегеран дал свой ответ на американские предложения, который в США и ЕС был охарактеризован как «шаг назад». По всей видимости, уступки со стороны Тегерана были восприняты на Западе не как положительный сигнал, а как признак слабости.
Также необходимо отметить два фактора, в последние недели, сопровождающие процесс переговоров по СВПД – обмен ударами между американскими военными и проиранскими формированиями в Ираке и Сирии, а также активную дипломатию Израиля, вероятно, пытающегося повлиять на позицию Вашингтона в сторону её ужесточения.
Ключевые слова: Иран; ДНЯО; Ядерное нераспространение; СВПД