В понедельник 31 января была подтверждена информация об осуществлении КНДР запуска баллистической ракеты «Хвасон-12» днем ранее. Ракета «Хвасон-12» может оснащаться тяжелой ядерной боеголовкой и имеет дальность полета около 4500 км, отмечают эксперты. Запуск ракеты подкрепил опасения мирового сообщества, что Пхеньян может отказаться от одностороннего моратория на проведение ракетных испытаний (носителей большой дальности, а также в ядерном оснащении). По словам Ким Чен Ына, он больше не считает себя связанным обязательствами в рамках моратория ввиду продолжающейся «враждебной политики» Соединенных Штатов и их союзников.
В то же время, ранее в январе официальные представители Пхеньяна заявляли, что целью испытаний является самооборона и они не представляют угрозу какому-либо конкретному государству. Более того, «Хвасон-12» была запущена по такой траектории, чтобы не затронуть воздушное пространство соседних государств. Помимо баллистической ракеты, с начала 2022 года КНДР провела испытания тактических управляемых ракет, гиперзвукового глайдера, а также боевого железнодорожного ракетного комплекса.
В контексте серии ракетных испытаний на прошлой неделе также стало известно, что Пхеньян ведет активность в районе закрытого в 2018 г. испытательного полигона ядерного оружия в Пунгери. На спутниковых снимках середины января можно различить следы движения транспорта, расчищенные дороги, а также присутствие охранных подразделений на территории полигона, утверждают эксперты. Хотя сегодня нет прямых доказательств, что в Пхеньяне ведутся работы по восстановлению объекта, есть вероятность, что КНДР планирует его использование в будущем.
Как представляется, череда ракетных испытаний (в совокупности с выступлением Ким Чен Ына на январском заседании политбюро ЦК ТПК) служит как внутри-, так и внешнеполитическим целям. С одной стороны, КНДР демонстрирует военную мощь для укрепления позиции власти внутри страны. Более того, создание внешнеполитической напряженности может отвлечь население от внутриполитических проблем и легитимировать дополнительное финансирование оборонного сектора. С другой стороны, Северная Корея, очевидно, пытается привлечь внимание Соединенных Штатов, стремясь повлиять на политику Вашингтона и направить его действия в выгодное для себя русло.
В свою очередь, представители Республики Корея с обеспокоенностью наблюдают за испытаниями: «Серии ракетных испытаний Северной Кореи, включая БРСД, представляют серьезную угрозу международной стабильности». Министр обороны РК Сео Ук добавил, что страна намерена привести войска в боевую готовность для оперативного реагирования на любую ситуацию. Нобуо Киси, министр обороны Японии, также подчеркнул, что Северная Корея провоцирует международное сообщество, и «заметные улучшения» военно-технического потенциала Пхеньяна «недопустимы».
Представители Соединенных Штатов отметили, что Вашингтон сохраняет приверженность идее полной денуклеаризации Корейского полуострова и дипломатическим способам разрешения конфликта. В воскресенье 30 января, по получении предварительной информации об испытании КНДР баллистической ракеты, США направили Пхеньяну прямое обращение с просьбой возобновить прямые контакты «без дополнительных условий касательно ракетно-ядерной программы КНДР». «То, что произошло, требует от нас ответа, – заявили в Вашингтоне. – Мы предпримем действия для демонстрации солидарности с региональными союзниками одновременно с призывами к КНДР вернуться за стол переговоров. Мы заявляем о своей готовности и твердом намерении обсуждать обеспокоенности как с нашей, так и с корейской стороны».
Что почитать об этом от ПИР-Центра: